Лекция по «Шри Чайтанья-Чаритамрите» Мадхья лила, глава 20, стихи 66 — 96,

прочитанная Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой

27 ноября 1966 года в Нью-Йорке

 

прабху кахе, — «томара дуи-бхаи прайаге милила

рупа, анупама — дунхе вриндавана гела»

(Шри ЧЧ Мадхья 20.66)

Итак, Господь Чайтанья сказал Санатане Госвами: «Твоих двух братьев Я встретил в Праяге, и они отправились во Вриндаван». Господь Чайтанья поручил Санатане Госвами и Рупе Госвами раскрыть славу Вриндавана. До Господа Чайтаньи не было города Вриндавана. Нынешнего Вриндавана тогда не было. Все практически было забыто. Но когда Господь Чайтанья посетил эту землю, в первую очередь Он указал на местоположение Радха-Кунды. Затем Он разведывал это место, и Его помощники, эти Госвами, пошли туда. Итак, нынешний Вриндаван был построен учениками Господа Чайтаньи. Он сказал: «Я наставил твоих двух братьев, Рупу Госвами отправиться во Вриндаван. Я встречался с ними».

тапана-мишрере ара чандрашекхарере

прабху-аджнайа санатана милила донхаре

(Шри ЧЧ Мадхья 20.67)

Он был гостем в доме Тапана Мишры. Поэтому Он представил Тапана Мишре Санатану Госвами.

тапана-мишра табе танре каила нимантрана

прабху кахе, — «кшаура караха, йаха, санатана»

(Шри ЧЧ Мадхья 20.68)

Тапана Мишра пригласил его: «Пожалуйста, прими бхикшу у меня дома». Система такова, что санньяси, или человек, находящийся в отреченном укладе жизни, если он приходит в деревню или в окрестности, индийская система такова, что кто-то его приглашает к себе. Итак, Тапана Мишра пригласил его принять прасад у него дома. И Господь Чайтанья сказал: «Сначала отведи его к цирюльнику, и пусть он побреет его бороду и волосы, которые отросли за столько много дней. Пусть он станет джентльменом». Господь сказал: «Пусть он станет джентльменом».

чандрашекхарере прабху кахе болана

«эи веша дура кара, йаха инхаре лана»

(Шри ЧЧ Мадхья 20.69)

«Отведи его к цирюльнику, и пусть он начисто побреется». В сампрадае Чайтаньи Махапрабху принято бриться начисто. Единственным исключением был Адвайта Прабху. Он носил бороду. И Чайтанья Махапрабху никогда не просил Его побриться. Одной из причин этого было то, что Адвайта Прабху был ровесником Его отца, и Он не хотел Ему указывать. Но в остальных случаях все Его ученики были выбриты начисто.

бхадра карана танре ганга-снана караила

шекхара анийа танре нутана вастра дила

(Шри ЧЧ Мадхья 20.70)

Затем, после того как Он отвел его на омовение в Ганге, и после того, как цирюльник его побрил, Чандрашекхара предложил ему новый комплект одежд. Сеи вастра санатана на каила ангикара (Шри ЧЧ Мадхья 20.71). Санатана Госвами не принял эту новую одежду. Шунийа прабхура мане ананда апара (Шри ЧЧ Мадхья 20.71). И когда Господь Чайтанья Махапрабху услышал о том, что Санатана Госвами после отречения не собирается принимать новые одежды... Настоящий отреченный человек берет одежду, которую выбросили на улицу, и носит ее. Он не покупает никакую новую одежду. Это обязанность того, кто строго следует. Чирани. Санатана, Сварупа... Шукадева Госвами в «Бхагавате» говорит: "Разве старая и рваная одежда не валяется на улице? Разве деревья не дают плодов? Разве реки высыхают? Разве пещеры в горах закрыты? Тогда зачем отреченному человеку становиться вишайи? Вишайи значит «материалист». Иногда люди, находящиеся в отреченном укладе, санньяси, приходят к домохозяевам. Конечно, это их обязанность. И тем не менее... Итак, Шукадева Госвами, великий пример отреченного человека, ходил голым. Он даже не появлялся в человеческом обществе. Итак те, кто строго следует, не ставят себя в зависимость от домохозяев или мирских людей. Итак, Санатана Госвами не принял новые одежды. И когда Господь Чайтанья узнал об этом, Он был очень рад.

мадхйахна карийа прабху гела бхикша карибаре

санатане лана гела тапана-мишрера гхаре

(Шри ЧЧ Мадхья 20.72)

Затем Чайтанья Прабху... Там было двое джентльменов — Чандрашекхара Ачарья и Тапана Мишра. Итак, Чандрашекхара Ачарья заботился о Чайтанье Махапрабху, а Тапана Мишра пригласил Санатану Госвами к себе домой, чтобы накормить прасадом.

мишра санатане дила нутана васана

вастра нахи нила, тенхо каила ниведана

(Шри ЧЧ Мадхья 20.76)

Снова Мишра предложил ему эти новые одежды, но он отказался.

«море вастра дите йади томара хайа мана

ниджа паридхана эка деха пуратана»

(Шри ЧЧ Мадхья 20.77)

«Если ты хочешь дать мне одежду, пожалуйста, дай мне какую-то старую одежду, которую ты уже использовал. Этого мне хватит».

табе мишра пуратана эка дхути дила

тенхо дуи бахирваса-каупина карила

(Шри ЧЧ Мадхья 20.78)

Тогда он предложил ему одно дхоти. Дхоти... В Индии они используют дхоти. Около пяти ярдов одно дхоти. Итак, он предложил это дхоти, старую одежду. И он разделил ее на бахирвасу и каупину, нижнюю и верхнюю одежду.

махараштрийа двидже прабху милаила санатане

сеи випра танре каила маха-нимантране

(Шри ЧЧ Мадхья 20.79)

Затем снова брахман из Махараштры встретился с ним. Он также пригласил его: «Завтра, пожалуйста, приходи ко мне домой».

«санатана, туми йават кашите рахиба

тават амара гхаре бхикша йе кариба»

(Шри ЧЧ Мадхья 20.80)

Этот брахман из Махараштры пригласил его, Санатану Госвами. «Пока ты остаешься в Бенаресе, пожалуйста, прими мое приглашение, приди ко мне домой и прими прасад».

санатана кахе, — «ами мадхукари кариба

брахманера гхаре кене экатра бхикша лаба?»

(Шри ЧЧ Мадхья 20.81)

Только посмотрите. Он сказал: «Нет, нет. Я не могу принимать роскошную пищу в доме брахмана. Не в этом мой долг. Я обязан принимать мадхукари». Мадхукари — это правило, которое ввели эти Госвами. Мадх, мадху. Мадху — значит «мед». Пчелы, которые собирают мед с цветов, каплю с одного цветка, каплю с другого цветка, каплю еще с одного цветка. Таким образом он поддерживает себя. Итак, система мадхукари означает отреченный уклад санньяси, или вайрагйи. Он не должен принимать роскошь в каком-то одном месте. Он должен идти к каждому домохозяину и получать немного чапати в одном доме, немного чапати в другом доме, немного чапати в третьем доме так, чтобы хозяева тоже не были потревожены, и при этом они получили бы благо. Когда настоящий санньяси, или вайрагйи, принимает что-то от домохозяина, тот получает огромное благо. Поэтому принимать немного из одного дома, принимать немного из другого дома — это также одно из проявлений милосердия отреченного санньяси, или преданного Господа. Да.

Итак, он не принял такое приглашение: «Я пойду куда-то и роскошно поем». Нет. «Я пойду просить милостыню от двери к двери и собирать свои чапати, и таким образом жить».

санатанера ваирагйе прабхура ананда апара

бхота-камбала пане прабху чахе баре бара

(Шри ЧЧ Мадхья 20.82)

Санатана был так строг в отреченном укладе жизни, что доставил Чайтанье Махапрабху большое удовольствие: «О, это очень хорошо». Но когда он шел сюда, его зять дал ему новый плед. Им было покрыто тело Санатаны. И Чайтанья Махапрабху несколько раз бросал взгляд на этот плед.

санатана джанила эи прабхуре на бхайа

бхота тйага карибаре чинтила упайа

(Шри ЧЧ Мадхья 20.83)

Санатана Госвами был очень разумен, он был министром. Он понял: «Господь посматривает на мой плед. Значит, Ему не нравится, что на моем теле такой дорогой плед». Тогда он подумал: «Я избавлюсь от этого пледа».

эта чинти гела гангайа мадхйахна карите

эка гаудийа кантха дхуна дийачхе шукаите

(Шри ЧЧ Мадхья 20.84)

С такими мыслями он отправился на берег Ганги и увидел одного, другого вайрагйи. У него была рваная одежда, которую он постирал и повесил сушить. Итак, Санатана Госвами подошел туда и спросил его: «Пожалуйста, возьми этот плед и любезно дай мне свою рваную одежду». Итак, этот человек подумал, что он насмехается над ним, желая обменять свой дорогой плед. Он сказал: «Сэр, видно, что вы очень хороший джентльмен. Вы не должны так шутить надо мной». Тогда Санатана Госвами сказал: «Нет, я не шучу над тобой. Я очень серьезен. Пожалуйста, давай обменяемся. Возьми этот дорогой плед и дай мне эту рваную одежду». Когда он забрал эту рваную одежду и затем появился перед Чайтаньей Махапрабху, Чайтанья Махапрабху был очень доволен. Да.

прабху кахе, — «томара бхота-камбала котха гела?»

прабху-паде саба катха госани кахила

(Шри ЧЧ Мадхья 20.89)

Он снова спросил: «О, где твой плед? Тот дорогой плед, который Я видел? Где ты его оставил?» Тогда он рассказал: «Я понял, что ты думаешь об этом, поэтому я обменял этот дорогой плед на рваные одежды». Да.

прабху кахе, — "иха ами карийачхи вичара

вишайа-рога кхандаила кришна йе томара

(Шри ЧЧ Мадхья 20.90)

«Да, Я как раз думал о тебе. Теперь ты полностью находишься в отреченном укладе. Теперь ты полностью независим. Ты не зависишь ни от чего, и это приносит Мне большую радость». Да.

се кене ракхибе томара шеша вишайа-бхога?

рога кханди сад-ваидйа на ракхе шеша рога

(Шри ЧЧ Мадхья 20.90-91)

«По милости Кришны твоя последняя привязанность перешла. Это великая милость Кришны по отношению к тебе».

тина мудрара бхота гайа, мадхукари граса

дхарма-хани хайа, лока каре упахаса

(Шри ЧЧ Мадхья 20.92)

Господь Чайтанья намекает, что санньяси, который отрекся от всего, если он живет очень роскошно, с хорошей одеждой, в хорошем доме или квартире... Нет. Этого не одобряет Чайтанья Махапрабху. Что это такое? Что это значит? Санньяси, который живет как первоклассный джентльмен, курит, имеет очень хорошее помещение и какую-то, я имею ввиду помощницу, секретаршу. Что это? Чайтанья Махапрабху не одобряет это. Он должен насколько это возможно принимать только самое необходимое, не более того. Да. Это отреченный уклад. А не так, что под именем отреченного уклада жизни он будет жить как богатый домохозяин, очень роскошно. Нет, это не санньяса. Это не приемлемо в сампрадае Чайтаньи Махапрабху. Итак, Он сказал: «Ты живешь, прося милостыню от двери к двери. И при этом на твоем теле дорогой плед. Это противоречие. Теперь Я очень рад, что ты так поступил».

госани кахе, — «йе кхандила кувишайа-бхога

танра иччхайа гела мора шеша вишайа-рога»

(Шри ЧЧ Мадхья 20.93)

«Итак, Ты захотел, чтобы я принял отреченный образ жизни. Сначала я встретил Тебя в Бенгалии, в столице Гаудадеши. И Ты захотел, чтобы я принял отреченный уклад жизни. Теперь же я пришел, и Ты уничтожил мою последнюю привязанность к этой камбале».

прасанна хана прабху танре крипа каила

танра крипайа прашна карите танра шакти хаила

(Шри ЧЧ Мадхья 20.94)

Итак, Санатана Госвами и Чайтанья Махапрабху сидят вместе и ведут беседу. Она называется «Наставления Санатане Госвами». Чайтанья Махапрабху имел беседу с некоторыми из Его главных учеников. Один из них был Рамананда Райа. Райа Рамананда. Он был губернатором Мадраса. Позже он уволился из правительства и стал постоянным спутником Чайтаньи Махапрабху. Хотя он был домохозяином, он никогда не принимал отреченного уклада, но тем не менее он был самым сокровенным преданным Чайтаньи Махапрабху, хотя он был домохозяином. Потому что он был очень продвинут в науке о Кришне. Итак, были некоторые обсуждения с Рамананда Раем, и были некоторые обсуждения с Санатаной Госвами, и были некоторые обсуждения с Сарвабхаумой Бхаттачарьей, и были некоторые обсуждения с Рупой Госвами. Итак, больше у Него ни с кем не было бесед, и остаток жизни Он провел, просто воспевая Харе Кришна, Харе Кришна, Харе Кришна. И эти ученики под руководством Чайтаньи Махапрабху написали множество томов книг, основанных на наставлениях Чайтаньи Махапрабху. Сам Чайтанья Махапрабху не написал никаких книг. Он написал только восемь стихов, которые называются «Шри Шикшаштакой». Это единственное, что Он написал. Все же остальные книги, ценнейшие книги, доступные в Его сампрадае, были написаны Его учениками, особенно Рупой Госвами. Он известен. Рупа Госвами, Санатана Госвами и этот юноша, племянник Рупы Госвами, который оставил дом в десятилетнем возрасте, и позже, после того как он стал очень великим знатоком санскрита, он присоединился к своим дядьям. Это Джива Госвами. О, он написал много ценнейших томов книг. Итак, Чайтанья Сампрадайа обладает огромным достоянием в отношении преданного служения. Очень большими. Эта «Чайтанья-Чаритамрита» является одним из них. Да.

Итак,

пӯрве йаичхе райа-паше прабху прашна каила

танра шактйе рамананда танра уттара дила

ихан прабхура шактйе прашна каре санатана

апане махапрабху каре ‘таттва’-нирӯпана

(Шри ЧЧ Мадхья 20.95-96)

Итак, после того как Чайтанья Махапрабху признал отречение Санатаны Госвами, Он наставлял его в течение двух месяцев в Бенаресе. Раньше... Здесь говорится об этом. Раньше также Он наставлял Рамананду Райа в Кабуле. Кабул — это место в Мадрасе, в Южной Индии. Точно также в тот раз Господь задавал Рамананде Райю вопросы, и Рамананда Райа отвечал. Подобно этому здесь Санатана Госвами задает вопросы, а Господь Чайтанья отвечает. Итак, иногда между учеником и учителем могут быть такие отношения. Иногда учитель задает вопросы ученику, и ученик отвечает. А иногда ученик задает вопросы учителю, и учитель отвечает. Это называется иштагоштхи. Чтобы развивалось знание, нужно вопрошать и отвечать. Система принятия духовного учителя такова, что сразу после принятия... Адау гурвашрайам. Человек должен принять духовного учителя. Следующий шаг — это сад-дхарма-приччхат. Затем он должен проявлять пытливость. Ученик не останавливается на том, что «теперь я получил инициацию, на этом все закончено». Нет, он должен быть очень пытливым. Если человек не проявляет пытливость, нет смысла принимать духовного учителя. Это наставление «Шримад-Бхагаватам». Тасмад гурум прападйета джигйасух шрейа уттамам (ШБ 11.3.21). Человеку нужно принимать духовного учителя только в том случае, если он пытлив в темах о трансцендентном. Иначе нет никакой необходимости. Просто думать: «О, так много людей принимают духовного учителя, и поэтому мне тоже надо принять кого-нибудь как духовного учителя и дело с концом». Нет. Человек должен быть очень пытливым. Он должен иметь очень сильное желание понять трансцендентные темы. Тогда принятие духовного учителя будет иметь смысл.

Здесь также, когда шло обсуждение вопросов и ответов между Рамананда Райем и Чайтаньей Махапрабху, Рамананда Райа не был даже брахманом, потому что в те дни сословие брахманов очень почиталось. Они были учеными знатоками. А он был кайастхой. Кайастха... Конечно сейчас… не сейчас, а несколько сотен или двух сотен лет назад кайастхи считались очень низкой кастой. Итак, Рамананда Райа принадлежал к сословию кайастх. Но он был очень ученым. А Чайтанья Махапрабху принадлежал к сословию брахманов, и Он был очень широко ученым. В то же время он относился к отреченному укладу жизни. Итак, когда Чайтанья Махапрабху задавал Рамананде Раю вопросы, он чувствовал себя неловко. «Я — домохозяин и принадлежу к сословию кайастх, а Господь, Ты из сословия брахманов, и Ты очень учен. И в то же время Ты принял отреченный уклад. Поэтому Ты во всех отношениях являешься моим Господином. Как так, что Ты учишься у меня?» Чайтанья Махапрабху показал этот пример Своей жизнью. И поэтому он сомневался: «Это я должен задавать Тебе вопросы, как учителю, а Ты должен отвечать мне». Но Чайтанья Махапрабху сказал: «Нет, нет, нет. Нет такого различия между учителем...»

киба шудра киба випра нйаси кене найа

йеи кришна-таттва-ветта сеи гуру хайа

(Шри ЧЧ Мадхья, 8.128)

«Не важно, домохозяин ли ты или брахман, или в отреченном укладе. Если ты знаешь науку Кришны, если ты в полном сознании Кришны, тогда ты — мой гуру. Ты — мой духовный учитель». Таковы отношения между духовным учителем и учеником. А не так, что духовный учитель, так как он был официально назначен на пост духовного учителя, он должен оставаться… Он должен принимать также и учеников как своих духовных учителей. Таков взаимообмен. Прабху. Каждый должен к остальным обращаться как к прабху. Но официально человек может быть духовным учителем. Но на духовном уровне нет такого различия. Но официально обычай таков, что духовный учитель ставится на место Верховного Господа. И поэтому ему предлагается такое почтение. Но духовный учитель, истинный духовный учитель думает так: «Я — ваш ученик. Я — ваш ученик». На практике я видел этот пример: наш Гуру Махараджа, когда мы приносили ему поклоны, он обычно отвечал: «Дасо сми». «Я — ваш слуга». Он обычно отвечал мне так: «Я — ваш слуга».

Итак, этому мы можем научиться на примере практического поведения Чайтаньи Махапрабху Своей жизнью. Итак, завтра мы обсудим вопросы и ответы Санатаны Госвами. Спасибо большое.

(пауза)

Видите, подобно этому материальная квалификация — это неплохо, если она занята в сознании Кришны. Иначе она не имеет никакой ценности. Материальная квалификация, если она занята... Нирбандхе кришна-самбандхе йукта-ваирагйам учйате. Если человек может применить материальные качества в служении Господу, тогда это становится великой квалификацией. Випрад дви-шад-гуна-йутад аравинда-набха. Аравинда-набха. Аравинда значит «цветок лотоса», а набха означает «пупок». Итак, Кришна — это Вишну. Поэтому еще одно Его имя — это Аравинда-набха. Из Него исходит цветок лотоса. На этом цветке лотоса рождается Брахма. Это всемогущество. Всемогущество Бога. Мы видели эту картинку на обложке «Шримад-Бхагаватам». Это Гарбходакашайи Вишну. Он лежит, и из Его пупка исходит цветок лотоса. А на цветке лотоса рождается Брахма, а Лакшмиджи служит Его лотосным стопам. Только посмотрите, Кришне нужно было произвести на свет сына. Его жена Лакшми, или жена Вишну, сидит, но Он не... Он породил ребенка, Брахму, из Своего собственного пупка. Это называется всемогущество. Он может делать все, что угодно. Но когда мы представляем себе зачатие ребенка, мы должны для начала получить жену, затем мне нужно вступить с ней в половые отношения, затем она должна забеременеть, и затем уже появится ребенок. По-другому ребенка не будет, потому что мы не всемогущи. Мы не можем произвести на свет ребенка таким образом. Это называется всемогущество. Но Ему не требовалась помощь жены. В этом не было никакой необходимости. Итак, жена Кришны, или подруги Кришны, не являются какой-то потребностью Кришны. У Кришны нет потребности. У Него нет необходимости. Но если кто-то захочет: «Кришна должен быть моим другом», «Кришна должен быть моим мужем», Он принимает это. Вот и все. Ему ничего не нужно. Он полон в Себе. Тот, кто знает об этом, является чистым преданным.

Вы предлагаете чапати. Не думайте, что Кришне нужны ваши чапати. Но если вы предлагаете Кришне и потом едите чапати, вы получаете благо. Кришна бада дайамайа, карибаре джихва джайа. Я пою это. Возможно, вы не знаете перевод. Кришна очень милостив. Так как мой язык постоянно желает хорошей вкусной пищи, того или этого, того или этого. Но если я ем Кришна-прасад, тогда мой язык будет под контролем. А как только вы начинаете контролировать свой язык, вы начинаете контролировать и все остальные чувства. Такова философия. Поэтому не думайте, что Кришна что-то хочет, или Кришне что-то нужно, Ему нужно ваше третьесортное служение. Нет. Он полон в Себе. Но если вы можете так или иначе предложить Ему свое служение, вы получите благо. Вы возвыситесь до трансцендентного уровня. Это сознание Кришны. Спасибо большое.

29 мин 48 сек

 

Скачать файл WORD:

Скачать (DOCX, 26KB)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Транскрипции лекций Шрилы Прабхупады