Беседа на утренней прогулке с Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой,

13 декабря 1973 года в Лос-Анжелесе, Калифорния.

 

Прабхупада: как, например, когда человек заболел, в его теле можно обнаружить множество дополнительных химических веществ. То есть больной человек сам по себе производит такие химические вещества. Но эти химические вещества не являются необходимыми компонентами для его жизни. Попытайтесь это понять. Когда живое существо становится не чистым, рождаются эти химические вещества. Также как человек, когда он заражается какой-то болезнью, вы обнаружите в составе его организма множество дополнительных компонентов, микробов, химических веществ. Итак, эти химические вещества, эти микробы не ответственны за его жизнь. Но поскольку он живет, и поскольку он попал в неестественное для себя состояние, все это появляется на свет.

Преданный: что можно сказать по поводу обычных химических веществ?

Прабхупада: они должны существовать. Материальный мир создан из химических веществ. Куда бы вы ни отправились, везде химические элементы присутствуют. Вы не можете видеть ничего, кроме химических элементов, потому что у вас нет необходимых глаз, чтобы увидеть душу. Вы видите лишь химические вещества, которые производит душа. Если вы оставите что-то на какое-то время, когда это разлагается, вы увидите множество других химических веществ, которые там возникли. И они допускают ошибку. То есть эти следствия не являются причиной. Когда что-то разлагается, в этом появляется множество новых химических веществ. О чем мы хотим сказать? О том, что поскольку происходит разложение, появляются новые химические вещества, а не наоборот. Мертвое тело, например. Почему тело мертво? Не потому, что там появились какие-то химические вещества. Нет. Потому что тело мертво, поэтому появляются множество химических веществ. Попытайтесь убедить этого негодяя именно таким способом. Вы обнаруживаете там новые химические вещества. Но это не причина. Это следствие. Иногда, когда негодяй не может понять этих двух вещей, причины и следствия, такие люди путают причину со следствием и следствие с причиной. Это несовершенное знание, иллюзия. Они принимают следствие за причину. В этом их ошибка. Сам принцип, заложенный в основу их знания, ошибочен из-за несовершенных чувств. Они из-за несовершенных чувств не могут понять, что есть причина и что есть следствие. А без знания они становятся учителем. Не учителем, а обманщиком. Таков вывод.

Преданный: то есть даже если эти химические вещества появляются, Шрила Прабхупада, если условия неблагоприятные для того, чтобы душа вошла туда...

Прабхупада: поэтому я и говорю, что эти химические вещества появляются благодаря среде. Поэтому я говорю. Когда человек заболевает, среда меняется, и появляются другие новые химические вещества. То есть это среда. Я тоже об этом говорил. Причиной является среда. Химические вещества, возникающие в мертвом теле, вы не сможете произвести их в лаборатории, потому что там среда другая. Вы не сможете сами произвести эти химические вещества, пока не найдете мертвое тело. Как вы сможете найти химические вещества мертвого тела в живом теле? Платите, и тогда химические вещества будут без платы, не будет никаких химических веществ. То есть причина — это плата. Эти негодяи не понимают этого. [Обрыв записи]

Они отправляются, майавади, во Вьетнам. Какова философия? Кто ответит?

Преданный: они хотят пресечь распространение коммунизма.

Прабхупада: да, точно также сейчас должны сделать то же самое, чтобы пресечь распространение демонизма, тогда ваша нация будет лидером. Вы понимаете. Вы уповаете на Бога. Теперь ваша миссия — уповать на настоящего Бога и трудиться для Него. Я уже объяснил. Вы не можете пресечь распространение коммунизма, вы должны пресечь распространение демонизма. В этом ваша истинная миссия. Коммунизм — это лишь очередное проявление демонизма. Если вы остаетесь демоном, какой смысл останавливать другого демона? Опять же приведу пример: навоз сверху подсох. Вы не можете сказать, что эта сторона навоза лучше, чем та. Навоз есть навоз. Он не сможет улучшить условия мира. Как, например, профессор Котовский говорил, что революция неизбежна. Я говорил об авторитете. Я говорил о том, что мы не можем не принимать авторитет. Он сказал: «Авторитет принимается после революции». Поскольку я сказал про авторитет — и это факт сейчас в России. То есть раньше авторитетом был царь. после революции большевиков Ленин стал авторитетом. Таков был его довод. Я сказал, что «вы вынуждены принимать кого-то авторитетом, вы не можете этого изменить». И он сказал: «Да, я с этим согласен. Но авторитет меняется при помощи революции». Да, мы это признаем. Но когда вы приходите к авторитету сознания Кришны, то нет необходимости больше что-либо менять. Йам лабдхва чапарам лабхам манйате надхикам татах. Все пытаются достичь наивысшей выгоды. Когда человек обретает Кришну, он испытывает удовлетворение. Ему больше незачем стремиться к выгоде. Это высшая выгода. Нет необходимости в никакой революции, потому что он достиг высшего мира. Если вы не приходите к этому состоянию высшего мира, то революции будут продолжаться постоянно. Не будет конца этим революциям. Они будут повторяться одна за другой. Это майа, иллюзия. Я думаю, что если я сделаю еще несколько шагов... Я вижу мираж, и я думаю, что там вода. Но там нет никакой воды, это просто иллюзия. И как только вы сделаете несколько шагов по направлению к этой воде, вы увидите, что эта вода отдаляется от вас. Вы снова бежите к ней и снова видите, как она отдаляется. Животное бежит за миражом, но разумный человек знает, что это не вода. Это кажется водой, но это не вода. Поэтому мы устраиваем революцию, мы меняем один авторитет на другой, но мы не знаем, что все они не являются авторитетами. Истинный авторитет — это Кришна. Поэтому это называется иллюзией, или майей. Мы думаем, надеемся на этот «изм» или на тот «изм», эту идеологию или на ту. Например, была французская революция. Французы не были счастливы. Тем не менее, они остались несчастными. Точно также большевизм. Мы практически в этом убедились в Москве. Никто там не счастлив. Там не может быть счастья. Подлинное счастье — это Кришна. Люди должны это знать. Эволюция химических веществ — это тоже майа. Они думают, что, если они будут производить дальнейшие улучшения, совершенствование, как например вы говорили, что «они почти подошли к этому». Но это выражение «почти подошли» будет повторять снова и снова. Вы так и не подойдете к этому. Такова реальность. Вы никогда не достигнете своей цели.

Преданный: это концепция химической эволюции. Когда она потерпит фиаско, им придется принять существование высшего существа.

Прабхупада: это уже потерпело фиаско. Но они глупцы и негодяи. Они по-прежнему надеются. Они еще питают последнюю надежду.

Преданный: они еще полностью не убеждены.

Прабхупада: потому что они не разумны. Есть такая поговорка на бенгальском: декхе секхе. Декхе секхе. Что означает, что, когда человек разумен, он видит и понимает: «О, это приводит к таким-то последствиям». Но другой человек такой глупый! До тех пор, пока он не окажется в этом положении, он так и не научится.  Один учится, просто наблюдая. Другой учится на своем опыте, на своей шкуре. Кто же разумен?

Преданный: тот, кто учится, наблюдая.

Прабхупада: да. Тот, кто знает, что все это материальное имеет начало и конец...  И каждый день мы это видим. Даже на примере собственного тела мы видим, что у него есть начало и конец. Я видел, мой отец умер. Я тоже родился, я тоже умру. Мой сын тоже родился, мой сын умрет. Это настоящий опыт. Но если кто-то говорит: «Я не умру», мы пытаемся стать бессмертными. Это глупость. На нашем опыте с незапамятных времен история свидетельствует об этом, что нет такого бессмертия. Но если кто-то говорит: «При помощи химической эволюции мы обретем бессмертие», мы в Движении сознания Кришны подтверждаем, что человеческая жизнь предназначена для истинного знания и высшего знания. Но эти негодяи препятствуют этому развитию. Это означает, что человеческое общество лишается прерогативы человеческой жизни, и нужно пресечь эти попытки помешать либо проповедуя, либо даже применяя силу. Потому что они разрушают человеческое общество. Все это необходимо прекратить. Поэтому я спрашиваю: «Почему американцы отправляются во Вьетнам?» Чтобы остановить коммунизм? Но такого рода попытки не дадут никакого решения. Мы должны прекратить демоническую цивилизацию. Тогда человеческое общество будет счастливым и пребывать в нормальном состоянии.

Преданный: как только мы дадим определение тому, что является демоническим обществом, никто нас не будет поддерживать, потому что они увидят, что они сами демоны.

Прабхупада: да. Поскольку они демоны, они не могут понять. Например, один христианский священник отправился в золотые шахты проповедовать. И он начал рассказывать: «Если вы не будете поклоняться Господу Иисусу Христу, то окажетесь в аду». Они спросили: «А что такое ад?» И когда он начал им описывать это место, где всегда влажно, темно, там не хватает воздуха и так далее, они не могли понять, что такое ад, ведь они уже находились в аду, в шахте. Они никак не могли взять в толк: «Неужели тьма — это так ужасно?» Точно также эти демоны не могут понять, что есть демонизм. Асурам бхавам ашритах (БГ 7.15). Что такое асура-бхава? Не принятие Бога. Это асура-бхава. Это демонизм. Основа. Все пытаются отрицать Бога. Поэтому они — демоны. Кто говорил, что врач считается высшим авторитетом?

Преданный: Праджапати.

Преданный: люди верят. Они доверяют больше врачам, чем чему-либо еще.

Прабхупада: да. Но врач тоже не понимает, чего же не хватает в теле, от чего оно становится мертвым. И тем не менее он выдвигает себя как авторитет, как ученый. И люди верят ему. Это демонизм. Он не может объяснить. Человек умирает. Он может применить свои научные методы. Как это называется? Надеть на него кислородную маску, поставить ему какие-то инъекции. Но несмотря на все эти манипуляции человек умирает. И когда вы его спрашиваете: «Не смотря на все ваши научные приборы и методы, почему человек умер?» Тем не менее он считается авторитетом. Но этот человек не может объяснить. Несмотря на все его научные методы человек умирает. Каков же ответ? Он видел, что человеку была оказана всевозможная медицинская помощь по последнему слову техники, но он мертв. Пусть же он объяснит, почему человек мертв. Может он объяснить?

Преданный: не так, чтобы удовлетворить нас.

Прабхупада: нет, нет. Удовлетворить или не удовлетворить... Что он ответит? Каков будет его возможный ответ? Ты — ученый. Что он скажет?

Преданный: он скажет, что это выше его возможностей.

Прабхупада: «поэтому вы — глупец. Почему вы стали авторитетом?»

Преданный: он скажет: «Я делал все от себя зависящее, но не смог».

Прабхупада: это означает, что вы не знаете. Ребенок тоже делает все от него зависящее. Но это не означает, что он стал авторитетом.

Преданный: он скажет, что есть какие-то условия для поддержания жизни, и их не было.

Прабхупада: нет-нет. Это все очень туманно. Скажите, что за условия? Тогда вы будете авторитетом. Например, электрический заряд сердца. Тогда сделайте. Электричество же есть?

Преданный: они способны возвращать людей к жизни. Например, их сердце останавливается, и вроде бы они умирают, но они вводят им электрические контакты в сердце и возвращают их к жизни.

Прабхупада: надолго? Могут ли они жить вечно?

Преданный: нет.

Прабхупада: тогда они умрут. Это другой вопрос. Они умрут. Почему они умрут? Какие условия необходимы? Если вы говорите: «химические условия». Как химик вы говорите: «Химические условия изменились». Мы ответим: «Никакие химические условия не изменились». Произведите жизнь. Никакие химические условия не изменились, потому что жизнь появляется. Множество микробов появляется. Почему вы говорите, что химические условия для зарождения жизни изменились? Как вы можете так сказать? Но жизнь мистера Джона не возвращается. Поэтому он — индивидуальная душа. В противном случае химические условия есть. В противном случае откуда же берутся эти микробы? Но мистер Джон не возвращается. Он не возвращается к жизни. Поэтому вывод в том, что он есть индивидуальная душа. Он ушел, и он не возвращается. Но другие живые существа появляются.

Преданный: каковы условия души, бесчисленных душ в теле? Например, клетки. Все это живые клетки. Они все индивидуальные души? Что эти индивидуальные души делают, чтобы поддерживать главную душу?

Прабхупада: нет, они живут индивидуально. Например, есть множество микробов в ваших экскрементах. Поскольку есть эти экскременты, они живут. Это совершенные условия для их жизни. Но эти микробы не имеют ничего общего с этой индивидуальной душой, мистером Джоном. Например, я живу, и вы живете. Но мы все — независимые разные души. Они живут в своих условиях, вы живете в своих условиях. Но когда вы идете в контору работать, вы увидите, что там другие тоже работают. Многие люди. Это не означает, что они зависят от вашей работы, а вы зависите от их работы. Но таковы условия.

Преданный: но похоже, что я — собственник этих душ, я владею ими.

Прабхупада: нет, нет. Вы не владеете. Никто не владеет. Вы оказались в этих... Бог вас поместил в эти условия. Истинный собственник. Вы просто были помещены в эти условия. Так вы зависите от условий, которые создает для вас Бог.

Преданный: но, например, в офисе босс работает, и есть разные служащие, секретари помогают ему.

Прабхупада: да, поэтому босс является главным человеком, который распределяет работу: ты делаешь это, ты делаешь то.

Преданный: то есть я являюсь боссом?

Прабхупада: нет, ты — не босс. Ты тоже один из рабочих.

Преданный: но разве… Вы говорите, как желудок должен переваривать пищу, как волосы должны расти…

Прабхупада: нет, вы не...

Преданный: я говорю о взаимоотношениях. В моем теле множество индивидуальных душ, клетки.

Прабхупада: куда бы вы не отправились, везде есть какие-то отношения, какие-то связи. Эти взаимоотношения уже существуют. Я иду по этому песку. Я имею с ним какие-то отношения. Если бы он не был бы мягким, я бы не смог идти. То есть эти отношения уже существуют. Но каковы центральные отношения? Вот, что вам нужно знать. Это Бог.

Преданный: но, когда мои клетки, мои клетки в теле не работают, моя душа уходит.

Прабхупада: это ваша теория. Поскольку клетки работали, человек жил. Это ваша теория. Но наша теория заключается в том, что поскольку ты был там, клетки работали. Такова наша теория. Поскольку душа была там, поэтому клетки работали. Я уже объяснил это, но вы путаете причину со следствиями. Потому что у вас нет достаточно знаний. Поэтому в иллюзии вы воспринимаете причину как следствие, и следствие как причину. Вы не знаете, что есть причина и что есть следствие.

Преданный: но врачи могут сказать: «У этого человека болезнь крови, и он умрет через шесть месяцев».

Прабхупада: это опыт. Допустим, я могу сказать: «Если вы отправитесь, вы пройдете еще 30 метров, вы упадете в воду». Что это, научное знание? Это просто вопрос опыта. Почему вы думаете, что это что-то удивительное? Он сказал, что, если пройдешь 30 метров, я упаду в воду. Я упал в воду. Это просто ваша глупость. Любой глупец может так сказать. Он получил небольшой опыт, только и всего. В этом нет ничего удивительного. И он сам это не создал. Это просто его опыт.

Преданный: они могут сказать: «Если мы сможем излечить эту болезнь крови, он выживет».

Прабхупада: был один врач в Дакке. Утром он умывал лицо. И один человек шел и кашлял. Он спросил этого человека: «Подойди сюда. Ты куда идешь?» Тот был крестьянином: «Я иду в поле». Он сказал: «Лучше возвращайся домой, не иди в поле». Он был уважаемым врачом, и поэтому крестьянин вернулся, он послушался его. И студенты спросили этого врача: «Почему вы попросили его вернуться домой?» И он сказал, отчитав студентов: «Вы что, не знаете? Вы видите, как он кашляет? По звуку можно понять, что он умрет через восемь часов». Но это опыт. Студенты не знали, но он понял: он кашляет с определенным звуком. Это значит, что смерть придет в такое-то время. Кавирадж может сказать об этом. Когда мой отец умирал, кавирадж пришел и сказал: «Ты можешь уже проводить ритуалы, потому что он умрет до наступления утра». И так и произошло. Он сказал мне об этом где-то в десять или в одиннадцать часов вечера. Он сказал: «До рассвета он умрет». Это опыт. Если вы говорите: «Через 20 дней наступит январь», ребенок не может понять: «Отец сказал, что через 20 дней январь придет». Но это просто вопрос опыта, более глубокого опыта. Сегодня десятое. Через 20 дней наступит первое января. Все это опыт. Но высший опыт — это Кришна. Поэтому если мы получаем опыт от Него, то наш опыт становится совершенным. Таково наше предложение.

Преданный: если я — босс своего тела...

Прабхупада: ты — босс своего тела в том смысле, что ты можешь использовать свое тело так, как тебе захочется. Только в этом смысле. Но есть другие условия, которые превыше твоих возможностей. Допустим, пока ты живешь, ты можешь пользоваться своим телом, своими чувствами, чтобы постичь высшую цель жизни. Но ты не можешь пользоваться своей жизнью так, чтобы никогда не умереть. Это невозможно.

Преданный: итак, я тоже во власти.

Прабхупада: да. Разве ты этого не понимаешь? Ты всегда находишься во власти. Например, мы идем. Мы тоже подчиняемся, потому что в любую секунду нас может разбить паралич.

Преданный: тогда я не являюсь боссом своего тела?

Прабхупада: нет, нет. Об этом сказано. Почему бы тебе не почитать «Бхагавад-Гиту»?

пракритех крийаманани

гунаих кармани сарвашах

аханкара-вимудхатма

картахам ити манйате

(БГ 3.27)

Материальная природа тащит его за уши. Этот негодяй думает, что «я — босс». Об этом сказано в "Бхагавад-Гите: пракритех крийаманани. Ты не читал этого? Пракритех крийаманани гунаих кармани сарвашах аханкара-вимудхатма. Он раздувается от ложной гордости, думает, что он — босс. Это иллюзия. Он не босс. Но он считает себя таковым. Аханкара-вимудхатма. Тот, кто считает себя боссом, находится под влиянием аханкара-вимудхатма. Это ложный эгоизм. Он негодяй, он думает так. И поскольку все пребывают под таким впечатлением, поэтому и говорится: негодяи. Люди могут удивляться: «Почему этот человек говорит, что все — негодяи?» Но пракритех крийаманани, вимудхатма. В «Бхагавад-Гите» так сказано: все, кто считают себя боссом — негодяи. Ученые прикладывают множество усилий. Они хотят остановить действие пракрити, природы. Но это глупо. Это невозможно. Вы не можете стать боссом пракрити. Вы находитесь под влиянием пракрити. Босс пракрити — Кришна. Вы воплощаетесь в разных телах вследствие вашего общения с разными гунами материальной природы. Почему у одной души такое тело, тело собаки, у другой души — тело человека? Все это осуществляет пракрити, природа. В человеческой форме тела вы обретаете способность различать: «Что же мне делать». Если вы действуете, как кошки и собаки в этой жизни, то вы упускаете эту возможность. Вы не пользуетесь этой способностью различать. «Бхагавад-Гита» говорит: дехантарам. «Человек получает другое тело». И следующим моим телом может стать тело собаки. Но в человеческой форме жизни у вас есть способность различать. Вы можете получить не тело собаки, но тело полубога, например. Мы можем различать, мы можем определять, какое тело нам получить — тело собаки или тело полубога. На это способен человек, собака на это не способна. У нее нет способности различать. Но вы можете. Если же вы этого не делаете, то вы упускаете эту возможность. Йанти дева-врата деван питрин йанти питри-вратах (БГ 9.25). Вы можете отправиться куда хотите, если воспользуетесь возможностью своего человеческого тела.

Преданный: является ли это ответственностью правительства защищать людей от риска рождения в теле собаки?

Прабхупада: да, это обязанность правительства. Оно должно позаботиться о том, чтобы граждане не деградировали. Это долг правительства. Например, отец думает: «Эти дети оказались под моей защитой. Я должен позаботиться, чтобы у них было нормальное образование, и они развивались в своей жизни». Это долг отца. Если отец думает: «Да пусть они катятся в ад». Сейчас так и поступают. Но так нельзя. Точно также долг правительства — создать условия для того, чтобы граждане развивались. Но они не знают, что такое развитие, что такое цель жизни. Они не знают. Они демоничны. Как они будут руководить ими, как они будут вести людей? Они думают, как кошки и собаки. Если вы толстеете, если вы едите, сколько вам влезет, значит ваша жизнь успешна. Их мышление очень узкое. Они считают успешной жизнью, если человек обрел лишь физическую силу. Но они не задумываются о том, что у слона тоже огромная физическая сила. У тигра очень много сил. Но какой толк от их жизни? В конце концов это животное. Но они так и думают: «Если вы разовьете силу слона или тигра, ваша жизнь успешна». Но поскольку они не знают, в чем состоит цель жизни... Собака не знает. Но если я скажу: «Вот цель жизни», она не поймет, потому что у нее другое тело. Но человек может понять. Поэтому столько книг знаний существует в обществе. Если они не получат должного знания, это означает, что они упускают цель. [Обрыв записи] До тех пор, пока человек не придет к пониманию души, все, что он делает, обречено на поражение, потому что он упускает главный момент, главную цель. Кошки и собаки считают материальное тело собой, и они действуют на этом уровне. Поэтому их жизнь проходит впустую. Наша миссия — спасти человека от подобной животной жизни. Такова наша миссия. Это величайшая благотворительная деятельность.

Преданный: Кришна предоставил нам свободу выбора избирать или отвергать праведную жизнь. Должно ли правительство отнимать этот свободный выбор или...?

Прабхупада: нет, свободный выбор не дается. Он уже существует. Кришна дает свободу выбора, но Он советует: «Я сейчас рассказываю тебе самое сокровенное знание». Сарва-гухйатамам. «Позабудь о своей свободе, о своем выборе. Просто предайся Мне». Это самое сокровенное знание. «Если ты предашься Мне, это благо для тебя. Но если ты будешь продолжать держаться за свой свободный выбор, это не сделает тебя счастливым». Это тоже свобода выбора. Когда вы приходите к Кришне, вы служите Кришне по свободной воле. Вы не становитесь камнем. Это тоже свободная воля. Например, наши преданные одевают Кришну очень красиво. Разве у них нет свободы выбора, свободной воли? Они готовят для Кришны. Разве они лишены свободной воли? Это есть. Философы-майавади говорят, или философы-буддисты: «Прекратите, уничтожьте свободу выбора, свободную волю, и тогда вы станете счастливыми». Но наша позиция в том, чтобы не останавливать, не уничтожать свободу воли, но очистить ее. Мы не должны избавляться от наших глаз. Например, если они больны катарактой, нужно излечиться от катаракты, но сохранить глаза. Они же предлагают выколоть глаза, выбросить их. Тогда вы не будете видеть, что есть правильно, что есть ошибочно. Такова их позиция, нирвишеша-вади. Нирвишеша означает отсутствие разнообразия, индивидуальности. Это нирвишеша. И шунйа, когда вы все стремитесь превратить в ничто. Когда все превращается в ничто, отпадает вопрос о правильном и неправильном. Но наша философия не такая. Мы не говорим так. Мы говорим о том, что нужно очистить разнообразие. Тат-паратвена нирмалам (ЧЧ Мадхья 19.170). Нирмалам означает «очищенное». Мы должны очистить. Мы не хотим прекратить. Они не могут найти никакого решения, поэтому они предлагают прекратить это, положить этому конец раз и навсегда. «Закройте бизнес» — они говорят. Но если у вас, допустим, бизнес идет не очень хорошо, а вы терпите убытки, кто-то говорит: «Закройте это. Закройте свое дело». Но опытный человек скажет: «Зачем закрывать? Нужно просто правильно действовать, и вы получите прибыль». Кто же из них лучше? Один говорит: «Разочарование. Закройте этот бизнес. Никакой прибыли». Другой человек говорит: «Нет, не нужно закрывать. Мы получим прибыль. Мы покажем вам, как это сделать. Нужно просто правильно управлять. Нужно просто правильно действовать, и вы получите прибыль. Вы получите благо». Такова наша программа. Мы не хотим превращать все в ноль. Нет. [Обрыв записи]. Например, есть какое-то предприятие, какой-то бизнес. И на нем работают рабочие, помощники, которые не имеют представления, кто всем этим владеет. И все что-то делают: кто-то берет и кладет себе в карман, этот кладет себе в карман, и так далее. Разве будет предприятие нормально развиваться? Так и происходит. Все эти негодяи не имеют никакого представления о том, кто является владельцем этого мира. И они делают свои глупости. И поэтому это приводит к такому беспорядку. Прибыли никакой. Но если они признают: «Нет, настоящий хозяин — такой-то, такой-то джентльмен, и он хочет, чтобы мы так-то работали», тогда бизнес будет процветать. Но все думают, что «я — собственник». Как же тогда это дело будет прибыльным? Все считают себя собственником. Они забывают, что они — рабочие. Они не собственники. Это ошибка. Поэтому все дело идет из рук вон плохо, и прибыли никакой, один хаос. Таково положение вещей. [Обрыв записи]

бхоктарам ягья-тапасам

сарва-лока-махешварам

сухридам сарва-бхутанам

гьятва мам шантим риччхати

(БГ 5.29)

«Если вы хотите положить конец этому хаосу, признайте, что Я — наслаждающийся, Я владею всем миром. Я — ваш истинный друг. И пусть ответственность за этот бизнес будет лежать на Мне. Вы получаете свои зарплаты и будете счастливы, и тогда хаоса не будет». Но сейчас положение таково, что все считают себя владельцами и забирают себе все деньги, остальные голодают. Человек даже не получает зарплаты. И поскольку он слаб, он даже не может красть. А кто посильнее, ворует. И они сражаются друг с другом. Как сейчас эти беспорядки возникли в связи с нефтью. Арабы думают, что они владельцы. «Чего ради мы будем давать это американцам?» Всё есть, но всё в состоянии хаоса, потому что люди не принимают, что владельцем является Бог. В этом беда. Как можно предоставлять свободу для воровства? Если вы воруете, вы совершаете преступление, за которое вам придется страдать. То есть вас накажут, если вы крадете.

Преданный: они скажут, что понятие собственника относительно.

Прабхупада: да, относительно. Относительно означает, что вы — слуга, вы своим служением должны удовлетворить хозяина и получить хорошую зарплату и быть счастливым. Вы принимаете то, что Он дает вам, и вы счастливы. Так говорит «Ишопанишад». Не пытайтесь посягать на чужую собственность. Получайте от собственника свое жалование и будьте счастливы. Так говорит «Ишопанишад». Ишавасйам идам сарвам («Ишопанишад», мантра 1). Все является собственностью Бога. Поэтому берите свою долю. У вас есть на это право. Например, отец и сын. У отца десять сыновей, и у каждого из них есть право на свою долю, на собственность отца. Но отец должен ее распределить. А не то, что я отнимаю чужую собственность у других братьев, пусть они голодают. Это непозволительно. Это преступно. В материальном мире все приходят, чтобы извлечь наилучшую выгоду, не учитывая выгоду других. Другие могут катиться в ад. «Пусть их отправят на бойню. Я должен удовлетворять свой язык». Таков материальный мир. Почему вы убиваете других живых существ? «А мне наплевать. Я хочу есть». Вот и все. Поэтому вам придется за это платить. Вы не можете ставить других в трудное положение. Потому что Бог милостив ко всем живым существам. Но вам наплевать на Бога. Поэтому вы поступаете по собственной прихоти, и ставите себя тем самым в сложное положение. Поэтому без сознания Бога никто не имеет хороших качеств. Никто. Все обречены. Человек может продлевать свое материально существование путем умозрительных рассуждений. Это сопряжено с трудностями. Собака, например, тоже существует в материальном мире. Это определенный стандарт страданий. Но она не знает, что она страдает. Она находится в иллюзии и думает, что она счастливая. Все так думают: «Я счастлив». Но при этом находятся в очень обреченном положении. Свинья поедает экскременты, живет в грязном месте, но она толстеет, потому что она считает себя счастливой. Это иллюзия. Вы думаете: «О, какие отвратительные условия. Это животное поедает экскременты, живет в такой грязи». Но она думает, что она очень счастлива. Если бы она так не думала, она бы не стала жить в таких условиях. Это называется иллюзией. Она не знает, что есть истинное счастье.

Преданный: истинное счастье, Шрила Прабхупада — это быть в Вашем общении.

Прабхупада: вернуться домой к Богу — вот высшее счастье. Мы пытаемся всех перенести в это место. Йад гатва на нивартанте тад дхама парамам мама (БГ 15.6).

Преданный: спасибо, Шрила Прабхупада! Вся слава Шриле Прабхупаде!

46 мин 18 сек

 

Скачать файл WORD:

 

Скачать (DOCX, 31KB)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Транскрипции лекций Шрилы Прабхупады