Беседа на утренней прогулке с Его Божественной Милостью А.Ч. Бхактиведантой Свами Прабхупадой

17 декабря 1973 года в Лос-Анжелесе

 

Прабхупада: почему они нарушают закон гравитации?

Преданный: они говорят, что клетки живут, когда...

Прабхупада: они говорят. У них есть теория клеток. Закон гравитации действует при определенных условиях. Возникает вопрос: кто создал эти условия?

Преданный: они говорят, что зеленые яблоки не падают, потому что есть противоположный фактор, который сильнее силы притяжения. Сила веточки, которое держит яблоко, сильнее, чем сила притяжения.

Прабхупада: я и говорю, что закон гравитации действует при определенных условиях. Он тоже подчиняется условию.

Преданный: закон гравитации всегда действует. Энергия всегда есть. Она просто недостаточно сильная, чтобы сорвать яблоко.

Прабхупада: то есть он действует при определенных условиях. Например, возьми большую иголку, и она сразу же опустится на дно, если бросить ее в воду. Если бросишь большое бревно, оно не утонет. Вес иголки и вес большого бревна очень сильно отличается. Тем не менее иголка сразу пойдет ко дну. Гравитация подействует, но на бревно она не подействует.

Преданный: это закон противодействия, который называется плавучестью.

Прабхупада: так или иначе есть множество законов. Если эти условия выполняются, то тогда ваш так называемый закон гравитации действует. Но кто создает эти законы? Вот в чем смысл. При определенных условиях он не будет действовать. Но при других условиях он будет действовать. Но кто создает эти условия? Вот вопрос. Вы не можете досконально описать законы гравитации. Они подчиняются определенным условиям. Но кто ставит эти условия? В этом смысл. Господь Рамачандра построил мост из камней на океане. Этот мост плавал. Он задает условия. Он поставил условия, и Он изменил условия: «Сейчас эти камни должны плавать». Вот и все. Поэтому Господь — Всевышний. Закон гравитации не работал, когда Кришна поднял Холм Говардхан. [Обрыв записи] Это хорошо. Научные открытия делаются при определенных условиях. Они не абсолютны, не окончательны. Если есть определенные условия, то так называемые законы, научные законы будут действовать. В противном случае нет. Но вы не видите столько всего. Сейчас вы не видите столько всего. Чего стоит ваша зрительная способность?

Преданный: она ограничена.

Прабхупада: поэтому все ограничено. Вы видите только при определенных условиях. Ваше зрение несовершенно. Если солнце восходит, вы видите. Но и то не совсем точно. Тогда в чем ценность вашего зрения? Вы говорите, вы хотите увидеть Бога. Но чего стоят ваши глаза?

Преданный: они думают, что они могут сделать приборы.

Прабхупада: это тоже несовершенно.

Преданный: сделать машину, с помощью которой они увидят инфракрасные телескопы.

Прабхупада: нет, это тоже несовершенный прибор. Этот прибор сделан несовершенными чувствами. Поэтому он несовершенен.

Преданный: он несовершенен, но они думают, что он становится более совершенным.

Прабхупада: это значит несовершенный. Если он становится более совершенным, то это означает, что это положение всегда останется несовершенным. Само по себе это слово имеет этот смысл, что вы постоянно несовершенны.

Преданный: это лучше делать что-то, чем ничего не делать.

Прабхупада: да, собака тоже что-то делает. Она прыгает постоянно, носится туда-сюда, гавкает. Очень активно. Как это называется? Активный дурак. Они остаются глупцами, но активными при этом. Это означает, что они создают для всех опасную ситуацию. Вот и все. Джагатах ахитах. Так сказано в «Бхагавад-Гите». Эти демоны... Что означает их прогресс? Он направлен лишь на разрушение мира. Это демонический прогресс. Для разрушения мира и для того, чтобы устраивать беспорядки в мире. Их развитие. Разве не так? Кшайайа означает «ради разрушения». И ради беспорядков. Поэтому несмотря на весь этот так называемый научный прогресс, научное знание мир оказывается во все более опасной ситуации. И он разрушается.

[обрыв записи]

Преданный: единственный раз, когда они обращаются к имени Бога, когда они клянутся, когда они, допустим, хотят кого-то оскорбить, осудить, почему они так делают? Почему такой язык?

Прабхупада: почему мы говорим так об обычных людях? Даже тех, кто идет в церковь? Они тоже молятся Богу: «Бог, дай нам хлеба насущного». Эти негодяи, они сделали Бога мальчиком на побегушках, который должен удовлетворять их желания, их чувства. Такова их философия. Начиная со священников, кончая самыми отъявленными мошенниками, они сделали Бога лакеем, который удовлетворяет их чувства. Это материализм. «Бог должен мне что-то давать, то, что я хочу. Это Бог. В противном случае мне не нужен Бог». Такова их философия.

Преданный: иногда они могут стукнуть молотком по пальцу, и начинают проклинать именем Бога очень плохо.

Прабхупада: хорошо, они произносят имя Бога. В любом отношении эти материалисты, они хотят использовать Бога для удовлетворения своих чувств. Это основной факт. Наша философия говорит: не Бог должен служить вашему чувственному удовлетворению, но вы должны стремиться удовлетворять Бога. Такова наша философия. С точностью до наоборот. Среди так называемых религиозных деятелей они воспринимают Бога как того, кто удовлетворяет их чувства. Они идут в церковь, чтобы приказывать Богу: «Дай нам хлеба». И Он так и делает. На самом деле Бог дает нам хлеб. Но они идут, чтобы просить у Него, приказывать Ему: «Дай нам». Эти негодяи не знают, что Бог уже дает. Зачем мы должны идти, чтобы приказывать Ему давать нам хлеба? Он уже дает. Он кормит даже кошек и собак. Они не знают, ради чего нужно идти в церковь. Вот, что происходит. Это болезнь, материальная болезнь. Я хочу удовлетворять свои чувства. И каждый, кто помогает мне в моём чувственном удовлетворении, каждому я буду поклоняться. Если он не способствует этому, то я не буду. Повсюду. Никсон стал президентом, потому что он пообещал: «Я буду удовлетворять ваши чувства». Сейчас он этого не делает. Убирайся. Такова формула материального мира. Удовлетворяй мои чувства, и тогда ты мой друг. Как только ты прекратишь — дружбе конец. Вы больны. Вы больше не можете удовлетворять свои чувства. Я даю вам лекарства, чтобы вы стали сильными, чтобы вы могли продолжать удовлетворять чувства. Поэтому врач считается очень хорошим человеком.

Преданный: даже я хотел стать врачом, когда я начинал.

Прабхупада: кем бы ты ни хотел стать, основной принцип — это удовлетворение чувств. Кем бы ты ни стал — ученым, врачом или инженером — главное — это «неси деньги». Вот и все.

Преданный: некоторые врачи думают, что они совершают гуманитарную деятельность.

Прабхупада: да. До тех пор, пока люди платят им. Больница, в вашей стране особенно. Что такое больница? Значит принимать. Но им также платят. Тогда они воспримут. В противном случае убирайся.

Преданный: я обнаружил, что сейчас врачи в основном негодяи. Они очень большие демоны. Даже ученые лучше врачей.

Прабхупада: лучшие негодяи. Ученые — лучшие негодяи (смеются).

Преданный: врачи просто жаждут денег.

Преданный: это ужасно. Они не думают ни о чем другом. Они думают только о деньгах.

Прабхупада: их так научили.

Преданный: если пациент не дает денег, ему не ставят уколы.

Прабхупада: все... адвокаты... все в этой стране так поступают, потому что им нужны деньги. Поэтому они как-то должны же зарабатывать. Это главный принцип. Им нужны деньги, вот и все.

Преданный: они назначают просто непомерные цены. 60 долларов в час, 70 долларов в час, 5000 долларов за небольшую операцию. Некоторые врачи, они просто пытаются проводить операции, чтобы разбогатеть. Всякий раз, когда приходишь к ним на прием, они говорят: «Тебе нужна операция».

Преданный: и они никому не дают телефоны, чтобы в воскресенье их пациенты не мешали им наслаждаться.

Преданный: медицина здесь, Шрила Прабхупада, очень большой бизнес. У них, американцев, и ассоциация врачей есть. Они контролируют весь бизнес. Даже правительство не может вмешиваться в это. Они выбирают студентов, и они выпускают очень мало специалистов, чтобы была всегда очень большая потребность. Вот, почему цены все время поднимаются. Это ужасно.

Преданный: один день, проведенный в больнице, стоит 150 долларов.

Прабхупада: это своего рода наказание за грехи. Когда вы заболеваете — это из-за грехов. Вас наказывают.

Преданный: очень высокая цена, высокие штрафы.

Прабхупада: да, чем опаснее болезнь, тем больше вам приходится платить.

Преданный: они очень корыстные в этих больницах.

Прабхупада: все везде корыстные.

Преданный: больница напротив нашего храма. Если вы отправитесь туда по экстренному случаю, они скажут: «Сначала заплатите, и, если денег нет, убирайтесь». Даже, если вы серьезно повредились. Иногда мы приводили туда преданных с очень серьезными ранами и повреждениями. Они говорили: «Сначала платите нам, иначе уходите. Нам все равно».

Прабхупада: так повсюду.

[обрыв записи]

Преданный: Шрила Прабхупада, Вы говорили о подсчете времени, проходящем через атомы.

Преданный: он говорит о «Бхагаватам», Шрила Прабхупада. Подсчитывать время по свету, который проходит через атом, через атомные частицы. Как это делается?

Прабхупада: я это написал?

Преданный: да, Вы написали в «Бхагаватам».

Прабхупада: что там?

Преданный: в третьей песне. Атом — это тонкая форма времени. Можно определять время по тому, как свет проходит через атом, через отверстия в окне. Вы можете видеть соединение шести атомов невооруженным глазом. Этот эксперимент в «Бхагаватам» удивительный. Ведическая наука. Мы должны представить это как настоящую науку, настоящую науку атомов.

Прабхупада: в «Бхагаватам» есть конкретные цифры расстояния между одной планетой и другой.

Преданный: там есть всё.

Прабхупада: да. Там описана каждая планета, из чего она состоит, какие живые существа там живут. Все там есть. Бхагавата никогда не говорит, что все остальные планеты необитаемы, только эта планета наполнена жизнью. «Бхагаватам» не обманывает людей. Только эти негодяи могут так говорить. Их теория, что все остальные планеты необитаемы, только эта планета наполнена жизнью… Этой лживой теории нет в «Бхагаватам». Мы видим, что живые существа есть в воде, в песке. Как можно говорить, что на других планетах нет других существ?

Преданный: они говорят, что жизнь, какой мы ее знаем здесь, не существует там. Человеческая жизнь.

Прабхупада: как вы можете так говорить? Условия те же самые. Каждая планета сделана из земли, воды, огня, воздуха — пяти элементов. Если при этих условиях живые существа на этой планете, то почему не на других планетах при тех же условиях? Это их невежество. Они обманывают. На планетах разные условия. На каких-то преобладает огонь, на каких-то газ, на других вода. Это возможно. Но в конце концов они состоят из этих пяти элементов, и каждый элемент, в каждом элементе мы обнаруживаем живых существ. То есть возможно смешение элементов, возможно они присутствуют в чистом виде. Но живые существа там должны быть. И в «Бхагавад-Гите» говорится: сарва-га. Живые существа находятся даже в огне. Почему нет? Если живые существа могут жить в воде, то почему не в огне?

Преданный: на солнце.

Прабхупада: да. Там тоже живые существа. Они светящиеся, огненные. Поэтому солнце светится светом, исходящим из их тел. Здесь только одно солнце. На Вайкунтхе все планеты как солнце. Поэтому в «Бхагавад-Гите» сказано: на тад бхасайате сурйо на шашанко на паваках (БГ 15.6). Там нет необходимости в электричестве, в свете солнца или луны. Здесь это необходимо, потому что здесь только одна светящаяся планета — Солнце. Но на Вайкунтхе каждая планета светится. Поэтому там нет необходимости в солнце. об этом сказано в «Бхагавад-Гите»: на тад бхасайате сурйах. Нет необходимости в свете солнца, луны, электричества.

Преданный: душа тоже светящаяся?

Прабхупада: да. Да, она светится. Почему ваше тело теплое? Как только ваша душа покидает тело, оно сразу же становится холодным. Оно сразу охлаждается, сразу температура падает. Это доказывает.

Преданный: в Ведах сказано, что душа излучает сияние ярче тысячи солнц. Так сказано в Ведах. Это так?

Прабхупада: я не помню. Возможно. Душа ценнее солнца. Поскольку солнце в конце концов — это материя, а душа есть дух. Поэтому есть большая разница в ценности. Вы не можете вернуть мертвое тело к жизни. Даже если вы будете обогревать его светом тысячи солнц. Оно может сгореть, но жизнь не придет в него.

Преданный: например, если мы сравним подвижность света и подвижность души. Она гораздо больше.

Прабхупада: да. Как Кришна говорит: тйактва дехам пунар джанма наити мам эти (БГ 4.9). «Мгновенно он приходит ко Мне». Просто представьте себе скорость. Тйактва дехам. Как только он покидает тело, он сразу отправляется к Кришне. И где Кришна? Вы не можете даже измерить расстояние этого материального мира. А он попадает в духовный, на высшую планету духовного мира, Голоку Вриндавана. Мы не можем представить себе, сколько это, как это далеко. Даже если вы будете лететь на своем самолете из ума или из воздуха. Но душа настолько могущественна. Она мгновенно переносится туда. Например, скорость ума. Вы находитесь здесь. Вы можете подумать о месте, которое находится за сорок тысяч километров отсюда, мгновенно вы можете туда перенестись в уме. По своему желанию. Душа еще более тонка, чем ум. Разум еще более тонок, чем ум. А душа тоньше разума. Только представьте себе, насколько велика ее скорость. Душа очень могущественна. Йог, оставляя свое материальное тело, может оседлать солнечные лучи и перенестись на солнце мгновенно на лучах солнца. Есть такая наука. Где сейчас эта наука?

Преданный: Шрила Прабхупада, а мысли сделаны из материи или из духа?

Прабхупада: мысли на самом деле состоят из духа. Но они покрыты материей. Поэтому в материальном состоянии вы можете думать только о материи. Например, это тело покрыто разной одеждой, материальной одеждой. Но на самом деле душа покрыта. Душа, будучи духом, до тех пор, пока покрыта материей, не может действовать духовно. Ей мешают. Вернее, ей не мешают, она покрыта. Помешать невозможно. Если вы хотите, вы можете избавиться от этого покрытия материи. Материя не может вам помешать. Но это желание души. Поэтому ее называют татастха, пограничной.

Преданный: когда мы чувствуем боль или дискомфорт, это тоже влияние покрытия?

Прабхупада: это следует считать материальным. Душа не испытывает боли. Это материальное покрытие. Например, холод, который мы сейчас чувствуем, наше тело, материальное тело подвержено этому, но не душа. Матра-спаршас ту каунтейа шитошна-сукха-духкха-дах (БГ 2.14). Об этом сказано в «Бхагавад-Гите». Это наслаждение и боль проистекает из материального покрытия. Душа же остается нетронутой этим. Асанго йам пурушах: «Душа, пуруша, не подвержена никаким материальным условиям». Я приводил пример. У вас есть хорошая машина. Вы отождествляете себя с ней. Но вы не машина. Вы подвержены, если машина разобьется, на вас это отражается, потому что вы поглощены этой машиной: «Это моя машина». Другой человек никак не затронут этим. Точно также из-за нашего погружения, из-за нашей поглощенности, ахам мамети (ШБ 5.5.8), «Это мое, это мое», мы страдаем.

Преданный: ложное эго. Очень тонкое.

Прабхупада: да.

Преданный: этот процесс отождествления с телом. Мы отождествляем с телом.

Прабхупада: ахам мамети джанасйа мохо йам (ШБ 5.5.8). Это иллюзия. Он не является этим, но он думает: «Я — это». Это животное сознание. Животное всегда думает так: «Я — тело».

Преданный: так, если кто-то больше не отождествляет себя с телом, как он воспринимает боль?

Прабхупада: он терпит, он знает. Опять же, тот же пример. Вы — не машина. Если вашу машину разобьют, хотя вы чувствуете сожаление, вы понимаете: «я — не машина». Таково положение.

Преданный: то есть боль испытывает сознание, которое пронизывает тело?

Прабхупада: это иллюзорно. Вам не больно, но вы думаете, что «мне больно». Но это иллюзия.

Преданный: но мы обусловлены?

Прабхупада: да.

Преданный: это мой опыт с самого детства. Я чувствую боль, когда кто-то меня бьет.

Прабхупада: мы все знаем, что «я — не тело». Но почему вы покрываете, закрываете свое тело одеждой? До тех пор, пока вы находитесь в материальных условиях, вам приходится это делать. Тот же пример: хотя вы — не машина, но, если случится авария, вы должны чинить машину, потому что она вам нужна для работы. Поэтому хотя я — не тело, вам приходится работать в этом материальном мире в этом теле. Это транспортное средство. Вы не можете этим пренебрегать. Но при этом и не нужно отождествлять себя с ним. Это знание. Йуктахара-вихараш ча. Это рекомендуется, йуктахара. «Насколько необходимо». Но эти люди считают тело всем. У них нет знания о душе.

Преданный: они не могут этого терпеть. Это нестерпимо. Как для заключенного нестерпимо находится в тюрьме без знания. Им невыносимо там находится.

Преданный: то есть наша обусловленность влияет на наше сознание...

Прабхупада: да. Поэтому сознание Кришны — это совершенное сознание.

Преданный: например, йоги живут в Гималаях, не нося никакой одежды, они омываются в ледяной воде, и они ничего не чувствуют...

Прабхупада: нет.

Преданный: но правда ли, Шрила Прабхупада, что иногда духовному учителю приходится страдать, если его ученики действуют, совершают грехи?

Прабхупада: инфекция. Духовный учитель берет на себя эту инфекцию, так же как инфекция действует на тело. Есть некоторые страдания от этого. Кришна говорит: ахам твам сарва-папебхйо мокшайишйами (БГ 18.66). Кришна говорит: «Все эти греховные последствия предавшейся души Он устраняет». Духовный учитель является представителем Кришны. И он тоже должен принимать это на себя.

27 мин 04 сек

 

Скачать файл WORD:

Скачать (DOCX, 24KB)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Транскрипции лекций Шрилы Прабхупады