Театральные постановки

 

65-10 Американская публика хорошо принимает индийское искусство и музыку. Немало американцев приходят посмотреть и послушать, и всем нравится. Недавно приезжала одна танцовщица из Мадраса (Бала Сарасвати), и я пошел с другом на ее выступление, просто чтобы посмотреть, как публика будет принимать ее. Сам я уже лет сорок  не хожу на подобные представления. Выступление танцовщицы имело большой успех. Музыка была большей частью индийская классическая, песни на санскрите, и американской публике они очень понравились.

                Я был вдохновлен, увидев в этом благоприятное обстоятельство для моей будущей проповеди. Учение Бхагаваты проповедуется и через искусство музыки и танца, как это делал Господь Чайтанья. Я думаю ввести ту же самую систему для моей проповеди Шримад-Бхагаватам, но у меня нет средств. У христианских миссионеров за спиной огромные ресурсы, и они проповедуют христианское учение по всему миру. Преданные Господа Кришны тоже могут объединиться, чтобы начать миссию проповеди учения Шримад-Бхагаватам по всему миру.

(ПШП Сумати Морарджи, 27 октября 1965)

67-04 Я хочу, чтобы в западных странах было открыто по крайней мере 4 центра, включая один в Лондоне, и потом мы собрали бы группу не меньше 12 человек, состоящую из твоих духовных братьев и меня, и провели бы широкое турне по всем миру с целью проповеди этого не имеющего себе равных учения «Харе Кришна». И поскольку авторитетность метода исполнения киртана подтверждается Господом Христом, по крайней мере, весь христианский мир примет его. Я читал в Библии, что Сам Господь Иисус Христос рекомендовал своим последователям исполнение киртана. Ты знаешь это лучше меня, поэтому я попрошу тебя написать книжку «Движение санкиртаны в Библии». Я дал указания Хаягриве по поводу написания пьесы о Господе Чайтанье, и если он сочинит для нас хорошую пьесу, которую можно было бы ставить в различных частях Штатов, это будет большим шагом в развитии нашей миссии, а также, я надеюсь, немало поможет нам и в финансовом отношении. Ты вдохновляй Хаягриву написать эту пьесу хорошими стихами, чтобы их можно было петь на западные мелодии по всей Америке и Европе и представлять повсюду, чтобы покрыть наши расходы.

(ПШП Киртанананде, 7 апреля 1967)

67-05 Хорошо у тебя получилось — я имею в виду пьесу о Господе Чайтанье, 1-й акт. Это отличная литература, но при постановке текст придется сокращать, иначе пьеса будет идти слишком долго. Я дал ее почитать Раяраме.

(ПШП Хаягриве, май 1967)

68-03 Несколько дней назад я получил от тебя письмо, в котором ты [пишешь, что] хотел послать мне рукопись пьесы «Санньяса Нимая», написанной каким-то г-ном Чаттерджи. Обычно такие пьесы — сплошной сентиментализм. Преданные Господа Чайтаньи не очень склонны обсуждать то, как Он отрекся от семейной жизни, но некоторые люди освещают отречение Господа Чайтаньи в духе материального сентиментализма. Я читал подобную пьесу, написанную г-ном Дилипроем, это почти сплошь ерунда. Шри Чайтанья Махапрабху принял решение об отречении от мира мгновенно, и все дело было покончено за день, а эти люди, чтобы создать сцену, фальсифицируют отречение Господа и так, и этак; я подозреваю, что и в пьесе г-на Чаттерджи подобные вещи могут встречаться. Не надо связываться ни с какими пьесами или книгами неавторитетных лиц. (В этой связи я хочу упомянуть о том, что видел экземпляр «Нарада-панчаратры», присланный сюда из Сан-Франциско — он не годится. Пожалуйста, остановите хождение этой книги [среди преданных], поскольку она неавторитетна.) Чистый преданный никогда не нарушает 4 предписаний, и у него на лбу всегда тилака. По крайней мере, эти признаки указывают на чистоту в сознании Кришны. Если человек не соблюдает эти принципы, он не считается чистым преданным.

(ПШП Гурудасу, 23 мая 1968)

68-07 В настоящее время я организую группу санкиртаны, и если ты приедешь сюда, мы можем порепетировать пьесу о Чайтанье, которую ты уже закончил. Моя идея состоит в том, что людей будут привлекать санкиртана и спектакль, исполненные силами преданных. Сейчас я пытаюсь осуществить эту идею здесь, в Монреале, поскольку в храме у нас достаточно места, и если группа санкиртаны будет иметь успех на местной выставке, где мы попытаемся устроить ее выступление, тогда мы устроим турне по всей Европе, начиная с Лондона, и будем разыгрывать пьесу и исполнять санкиртану в различных местах. Не знаю, как тебе понравится такая идея, но если ты считаешь, что она подходящая, можешь приехать и присоединиться к нам здесь.

(ПШП Хаягриве, 10 июля 1968)

68-08 В эту субботу из Сан-Франциско приехали преданные: Мукунда, Джанаки, Гурудас, Ямуна, Шьямасундара, Малати (и их маленькая дочка, Шримати Сарасвати-деви) и Шарадия, и все они приехали сюда на две недели, чтобы порепетировать вместе, как наша группа санкиртаны. После этого все они отправятся в Лондон и начнут там готовиться к открытию нашего центра. Все они полны решимости открыть там центр, и мы постараемся достичь успеха, если Кришна того захочет. А пока они здесь, мы каждый день репетируем киртаны, и я хочу, чтобы они порепетировали также твою пьесу о деяниях Господа Чайтаньи. Если ты сможешь прислать экземпляр своей пьесы как можно скорее, они начнут уже думать, как ее поставить.

(ПШП Хаягриве, 12 августа 1968)

69-01 Я рад, что твоя пьеса о Господе Чайтанье, наконец, закончена. Из того, что я уже прочел, видно, что она написана очень хорошо, только немного затянута. Во всем остальном она очень хороша.

(ПШП Хаягриве, 31 января 1969)

69-12 Я рад, что центр в Колумбусе постепенно развивается, и вы начали исполнять для гостей пьесы на воскресных пирах. Так или иначе, вы всегда должны быть заняты в сознании Кришны. Это защитит вас от ударов материальной природы.

(ПШП Бхадра-Бардхану, 4 декабря 1969)

70-06 Сюда приехала девушка-актриса, Жанна. Она подарила мне шариковую ручку, а также передала Обществу дорожные чеки на сумму 500 долларов. Она производит впечатление разумной и доброй девушки, и мы пытаемся занять ее в какой-нибудь театральной постановке об играх Господа Чайтаньи.

(ПШП Упендре, 24 июня 1970)

71-04 Итак, у тебя есть талант писателя и драматурга, и теперь Кришна дал тебе возможность применить свои способности в служении Ему. Очень хорошо. Когда я приеду, я с радостью посмотрю твои пьесы на сцене. Да, я исполнял роль Адвайты Прабху в одной такой постановке. Я организовал такое театральное представление в юности. Мои друзья прошли обучение, и мы исполнили свой спектакль перед представителями высших классов калькуттского общества, которым он очень понравился. Нас потом приглашали с этим спектаклем в разные места. Вайшнавские спектакли начал ставить Господь Чайтанья, это правда, но где брать те пьесы, я не знаю. В таких постановках все исполнители должны быть вайшнавами. Другие люди могут помогать, но все главные роли должны играть вайшнавы. В общем, играть такие пьесы можно, если это необременительно. Это очень хорошая программа, но жертвовать ради нее другими программами не надо.

(ПШП Вриндаван-Чандре, 13 апреля 1971)

71-07 Что касается этих пьес, они не предназначены для обычной публики, и если она смеется, это большое оскорбление. Например, на твоей пьесе «Убийство Путаны» было много смеха. Так что эти пьесы не предназначены для публичного представления, если только они не сделаны идеально. Зрители должны смотреть серьезно и внимательно. Если они смеются, это в высшей степени оскорбительно. Господь Чайтанья никогда не играл перед обычными людьми. Только перед преданными. Но ставить такие пьесы только для преданных — для тебя не очень практично. Поэтому пьес из Кришна-лилы лучше избегать, если ты не можешь исполнить их в высшей степени серьезно. Перед обычной публикой можно разыгрывать какие-то поучительные истории из Шримад-Бхагаватам.

(ПШП Вриндаван-Чандре, 23 июля 1971)

71-11 Пьесы будут иметь большой успех, и Вриндаван-Чандра весьма опытен в этой области. Однако, следует учесть, что для представления в деревнях нужно специально написать несколько хороших пьес. Пьесы должны быть очень серьезными, чтобы публика не смеялась.

(ПШП Киртанананде Свами, 6 ноября 1971)

71-12 Меня вдохновило твое сообщение, что наш фестиваль в делийском пандале можно было видеть по телевидению в Америке и других местах. Благодаря таким показам мы можем приобрести известность, а кроме того, использовать их, чтобы дать людям знание о том, что является настоящей целью жизни и как ее достичь. Итак, вместе с другими продолжай думать о том, как улучшить эти театральные постановки и пьесы о сознании Кришны и каким образом дать публике как можно больше сознания Кришны. Это настоящая проповедническая деятельность.

(ПШП Наянабхираме, 22 декабря 1971)

71-12 Особенно приятно мне было узнать, что ты хорошо развиваешь нашу программу театральных представлений о сознании Кришны. У нас неисчерпаемый запас таких пьес, так что продолжай в том же духе, все лучше и лучше. Кришна укажет тебе направление, и в один прекрасный день, весьма скоро, все твои мечты осуществятся, и ты будешь играть свои пьесы о сознании Кришны на Бродвее. Пьесы нравятся всем, проблема лишь в нехватке подходящего материала для того, чтобы поднять основную массу людей до нужного уровня. Практически весь мир катится в ад. Нигде не найти приличного, благопристойного человека. Поэтому мы должны изобразить для людей этой эпохи падения, Кали-юги, настоящие образцы поведения. Они увидят и скажут: «Какие прекрасные дела, какие прекрасные люди!» — и изменятся сами собой, нам нужно лишь занять их чувства нужным вкусом. Так что эти спектакли — отличный способ привлечь их внимание и показать сознание Кришны с самой привлекательной стороны. Делай все просто, не усердствуй с костюмами, и тогда настоящее послание получится очень доходчивым.

(ПШП Наянабхираме, 22 декабря 1971)

72-02 Поскольку твоя жена прошла полное обучение классическому танцу, и даже преподавала в таком большом университете, она может поставить балет, изображающий истории о Кришне и Его играх, и это будет очень хороший проект. Недавно мы провели в Бомбее благотворительное представление под названием «Благотворительный концерт Харе Кришна» в исполнении известной группы классического танца из Манипура «Сестры Джавери». Эти танцовщицы изображали истории из игр Кришны, они танцевали очень хорошо. Итак, искусство танца, подобно любому искусству, может быть использовано в служении прославления Верховного Господа. Если твоя жена опытная танцовщица, она может организовать танцевальную группу, которая будет очень изысканно представлять истории из нашей книги «Кришна».

(ПШП Праджапати, 25 февраля 1972)

72-09 Нет, я не видел в Новом Вриндаване твою пьесу о нисхождении Господа Кришны, но слышал от других, что она сделана великолепно, поэтому я очень доволен. Эти пьесы о Кришне, об играх Кришны и Господа Чайтаньи, весьма желательны для представления на широкой публике. Так что если ты сможешь организовать путешествующую труппу, чтобы представлять эти пьесы по всей стране и в других местах, я буду тебе очень благодарен. Может быть, ты сможешь работать вместе с Вишнуджаной, вы могли бы гастролировать с нашей оперой. У меня была возможность посмотреть эту оперу в Питтсбурге, она была исполнена прекрасно, там было и театральное действо, и танец. Можешь сообщать мне время от времени, как развивается твоя труппа, «Играющие с Вайкунтхи».

(ПШП Наянабхираме, 18 сентября 1972)

72-12 Я прочитал твое письмо и сценарий из Шримад-Бхагаватам. Он очень хорош. Именно такие пьесы нам и нужны. Теперь представь ее своим соотечественникам, делая акцент на учении Бхагаваты: оно духовно и окажет мощное действие на любого, кто слушает его со вниманием. Не слишком увлекайся костюмами и декорациями, они только отвлекают. Истинное актерское мастерство заключается в умении говорить. Величайшие пьесы, даже в вашей западной культуре, могут быть разыграны вообще без всякого оборудования. Например, Шекспир. Я когда-то видел один спектакль, наверное, это был «Гамлет» или что-то в этом роде. Там было два человека на совершенно голой сцене, и все зрители были в восторге. Искусство захватило их слух. Действуй в таком духе и постарайся создать нечто замечательное.

(ПШП Джаядхарма, 13 декабря 1972)

73-01 По поводу деятельности «Играющих с Вайкунтхи»: я рад, что вы берете материал из нашего Шримад-Бхагаватам и книги «Кришна», и преподносите все очень авторитетно, не отклоняясь от шастр. Да, одна-две девушки могут поучиться технике индийского танца, но мы не должны прилагать к этому слишком много усилий. Если они могут сделать это без особого напряжения, тогда все в порядке. Ты сейчас продолжай свою деятельность в сознании Кришны, повторяй шестнадцать кругов, изучай наши книги, ходи на санкиртану, поклоняйся Божествам и т.д., так ты будешь все больше и больше прогрессировать. Кроме того, поскольку ты старший преданный, ты должен быть хорошим примером для подражания. Здесь, в Индии, мы тоже устраиваем театральные представления, вчера вечером мы показывали в нашем бомбейском пандале пьесу о Кришне и гопи, в которой гопи передали Кришне пыль со своих стоп, чтобы избавить Его  от головной боли. Зрителям спектакль очень понравился. Таким образом мы можем представлять философию сознания Кришны, чтобы каждый мог насладиться ею.

(ПШП Наянабхираме, 28 января 1973)

73-04 По поводу танца: наш танец порожден экстазом. Нам не нужно тратить по пять часов ежедневно на упражнения, вместо того, чтобы повторять «Харе Кришна». Мы не профессиональные танцовщики, да нам это и не требуется. Преданных не нужно вдохновлять на подобные вещи. В Нью-Йорке занимаются танцами, но в гурукуле этого делать не надо.

(ПШП Сатсварупе Махарадже, 19 апреля 1973)

74-04 Описание пьесы «Гибель Ядавов» одобрено.

(ПШП Мадхудвише Махарадже, 11 апреля 1974)

75-02 По поводу танцевальной труппы: я прошу вас подготовить 7 различных танцев (по одному на каждый день) из Чайтанья-чаритамриты, чтобы исполнить их на майяпурском фестивале. Кроме того, я прошу вас подготовить семь различных танцев по книге «Кришна» для исполнения во время вриндаванского фестиваля. Когда вы приедете в Индию, я лично дам вам несколько указаний относительно этого танцевального представления. Есть столько прекрасный историй, которые можно взять за основу! Мы можем создать труппу человек из пятнадцати, чтобы они разъезжали повсюду и исполняли такие танцы. Это будет очень привлекательно, если только хорошо подготовиться, и люди тогда захотят купить книги и даже билеты, чтобы посмотреть эти представления. То есть, все расходы на переезд из одного места в другое будут покрыты сбором. Так что организуйте эту программу как следует, и она будет иметь большой успех.

(ПШП Гурудасу и Праджапати, 17 февраля 1975)

75-05 По поводу игры на сароде. Я послушаю твою игру, когда приеду в Лос-Анджелес в следующий раз. NB: Продолжай ставить пьесы для публики. Это очень привлекательно, если делается как следует.

(ПШП Калачанда-дасу, 31 мая 1975)

76-01 Спектакли ставить очень хорошо, если ты способен исполнять их как следует. Даже если актеры не говорят по-английски, можно переводить реплики на хинди в микрофон прямо по ходу пьесы. Но кукольные представления надо прекратить. Это ерунда.

(ПШП Акшаянанде Махарадже, 13 января 1976)

76-01 Можешь продолжать перевод пьесы Гириша Гхоша. Здесь она всем понравилась. Надо, чтобы актеры начинали репетировать по мере того, как ты переводишь сцены.

(ПШП Нитаю, 24 января 1976)

76-10 Вы внесли прекрасное предложение: если стихи Шримад-Бхагаватам и Бхагавад-гиты представить средствами классического искусства, это будет что-то изумительное, весь мир будет рукоплескать. У нас уже есть театральная труппа в Нью-Йорке, и ее представления пользуются успехом у публики. Индийское классическое пение также ценится здесь, да и в других странах тоже. Представить Бхагавад-гиту в виде классической песни — отличная идея — ведаих санга-пада-крамопанишадаир, гайанти йам сама-гам. (Бхаг., 12.13.1)

(ПШП д-ру Чаттерджи, 6 октября 1976)

76-12 Сита должна обращаться к Господу Рамачандре: «Мой Господин». Не важно, каким будет окончание. Изложение Рамаяны можно найти в Девятой Песни. Это тебе поможет. Можешь изобразить битву Рамы с Раваной. Обезьяны бросали огромные горы и деревья, заваливая ими улицы Ланки.

(ПШП Судаме, 22 декабря 1976)

77-01 Я получил твое письмо от 11 января с приложением материалов для Программы обучения бхакт, и мне все понравилось. Это хорошо — проводить больше лекций для наших бхакт, но все они должны основываться на наших книгах. Ты не должен выходить за пределы нашего учения. Идея постановки спектаклей на темы Бхагаватам также очень хороша. Это отличный способ представить нашу философию широким массам. Продолжай проповедовать с неослабевающим энтузиазмом и развивай свою программу, чтобы привлечь новых людей к жизни в сознании Кришны. Ты сам должен быть безупречен в плане соблюдения правил и предписаний, таких как ранний подъем, ограничение сна и еды. Чем меньше человек привязан к таким материальным наслаждениям, как еда, секс и сон, тем более он развит духовно. Если «преданный» сам живет как свинья или собака, как он сможет проповедовать?

(ПШП Данавир-дасу, 26 января 1977)

Транскрипции лекций Шрилы Прабхупады