Живопись

Кликните на соответствующий раздел для перехода:

Живопись как инструмент проповеди

Живопись для книг Шрилы Прабхупады

Особые наставления, касающиеся живописи

Живопись как инструмент проповеди

67-12 «Изображения Господа Кришны и Его экспансий предназначены, главным образом, для того, чтобы дать возможность неофитам предложить свое преданное служение. Очень хорошо, что Пурна-дас выразил почтение изображению санкиртаны. Это расширит Сознание Кришны. Я оценил твою программу публикации подробных изображений великих преданных, каких как Бхишма и другие… Я бы посоветовал тебе не отвлекаться от живописи без крайней необходимости. Так или иначе, ты должна в полной мере сотрудничать с другими преданными, но главное твое занятие — живопись».

(ПШП Джадурани, 12 декабря 1967)

67-12 «Сейчас, по милости Кришны, у нас много чудесных художников-студентов: Говинда-даси, Индира-даси, и Малати, и много других. Как руководитель отдела живописи, ты должна организовать их, собрав в одном месте, и завалить работой. Нам нужны эти картины в огромном количестве — и на продажу, и для украшения. Так что, я думаю, тебе надо немедленно собрать этих потенциальных художниц в одном месте, хоть в Сан-Франциско, хоть в Нью-Йорке, где угодно, и выдавать в день, по меньшей мере, дюжину картин».

(ПШП Джадурани, 23 декабря 1967)

68-03 «Пожалуйста, продолжай помогать молодым девушкам, и в Нью-Йорке, и в Сан-Франциско. Если они последуют твоему примеру искреннего служения, они все очень быстро продвинутся в сознании Кришны. Ты подаешь прекрасный пример, используя свои художественные способности в служении Кришне, и они могут последовать по твоим стопам. Думаю, нет нужды ездить в Сан-Франциско, большинство девушек уже на месте, и недавно Аннапурна-даси уехала в Бостон. Она очень славная молодая девушка, способная художница. Позаботься о ней, когда она приедет».

(ШПШ Джадурани, 16 марта 1968)

68-03 Я очень рад тому, что ты сообщаешь о деятельности Джадурани и ее помощников. Мы нуждаемся в этом служении, ведь нам необходимо так много картин! Картины, книги, и проч. — все это мы будем продавать во время нашего кругосветного путешествия с группой санкиртаны. Поэтому нам нужен огромный запас картин; и если мы открываем где-нибудь центр, нам нужны, как минимум, изображение Панча-таттвы, изображение Вишну, изображение санкиртаны и портрет духовного учителя, и изображение Радхи-Кришны — вот сколько всего. Поэтому Кришна послал так много преданных, чтобы они работали в отделе живописи, и мы должны их занять полностью, их служение должно полностью использоваться для продвижения в Сознании Кришны. Еще раз благодарю тебя за твое искреннее служение и надеюсь, у тебя все в порядке.

(ПШП Балаи, 22 марта 1968)

68-04 Ты и так уже великолепная художница. Ты ведь не хочешь стать известным художником, чтобы тешить чувства толпы. Если твои картины кажутся общественности негодными, то меня это не интересует; они глупцы. Продолжай делать все от тебя зависящее, чтобы писать картины как можно красивее, но не ради удовлетворения чувств невежественной толпы. Вчера я был в Унитарианской церкви, и видел там две картины, сделанные из одних бревен и бамбука, и наша великая художница Говинда-даси объяснила мне, что это современное абстрактное искусство. Как бы там ни было, я не увидел ничего, кроме бревен и бамбука. Ничто в них не пробуждало мое сознание Кришны.

Поэтому, если ты хочешь стать таким вот великим художником, то я буду молиться Кришне о твоем спасении. В любом случае, если люди не покупают, нас это не волнует. Почему ты так озабочена продажей картин? Мы раздадим их преданным бесплатно. Если наши товары не идут на общественном рынке чувственного удовлетворения, это еще не значит, что мы станем менять свои принципы. Наша цель — удовлетворять чувства Кришны, а не кого-то другого. Таким должен быть принцип нашей жизни. В этой связи я хочу заметить, что ты послала мне изображение Муни Нарады, которое, как я понял, является подражанием какому-то так называемому великому художнику, но тело Муни Нарады на нем выглядит слишком чувственным. Он был первоклассным брахмачари. У него не может быть такого чувственного тела. Ты должна строго следовать описаниям из Священных книг. Изображение Муни Нарады, которое ты нарисовала, когда я был в Нью-Йорке, было очень хорошим и красивым, а эта новая картина не привлекает меня. Ты лучше не беспокойся обо всех этих техниках и стилях. В общем, когда я приеду в Нью-Йорк, мы сможем все это обсудить, как ты предлагаешь.

(ПШП Джадурани, 8 апреля 1968)

68-04 Я получил твое письмо, датированное 11 апреля. Я впервые получил от тебя письмо в три строки, и понимаю, что мое последнее письмо сильно расстроило тебя. Есть такая история: «Я лишился касты, но мой живот по-прежнему пуст». В Индии среди индусов существует обычай: они никогда не принимают пищу в доме мусульманина, христианина и вообще в любом доме, не принадлежащем брахману-индусу. Но один очень голодный человек один раз принял пищу в доме мусульманина. Однако когда он попросил добавки, хозяин отказал, потому что у него не было больше еды. И тогда индус сказал: «Господин, я утратил касту, но остался голодным!» Подобным образом, если наши картины, получив одобрение общественности этой страны, будут быстро продаваться, то я не возражаю против того, чтобы они выставлялись на продажу. Но я знаю, что картины в этой стране продаются не из-за достоинств самой живописи, а за счет известности художника. В Индии сейчас происходит то же самое. Но для того, чтобы стать художником с именем, требуется много времени. А у нас времени очень мало.

Мы должны довести до совершенства наше сознание Кришны в течение одной жизни и ни одной минуты не растрачивать попусту. Согласно «Чайтанья-чаритамрите», слава достается тому, кто стал великим преданным Кришны. Поэтому, если мы не можем быстро продать наши картины на выставке, не думаю, что есть необходимость совершенствовать свое мастерство. Мы должны довольствоваться тем, что наши картины висят в наших храмах. Не стоит жертвовать своим драгоценным временем ради того, чтобы прославиться как художник и продавать свои картины нарасхват, как горячие пирожки…

Наша организация предназначена в основном для преданных. В Индии принято, чтобы преданных поддерживали обычные люди, занятые материальной деятельностью ради удовлетворения чувств. Но в этой стране нельзя, чтобы брахмачари или санньяси просил подаяния, ходя от двери к двери, как это принято в Индии. В то же время нам нужны деньги, чтобы продолжать свое дело.

Поэтому я и подумал, что мы можем продавать картины, хотя я понимаю, что даже если мы будем следовать принципам современного искусства, все равно наши изображения Муни Нарады, Панча-таттвы и т.д. не найдут немедленного спроса. Если есть какая-то перспектива продажи наших картин, исполненных в современной манере, я не возражаю, чтобы их писали в этой манере на продажу. Но если это невозможно, тогда, я думаю, не стоит терять на это время. Конечно, я не художник и не способен оценить картины с точки зрения художника; я обычный человек, и если картина кажется мне привлекательной, я говорю, что она хорошая, и наоборот. Я подхожу к этому просто с позиции здравого смысла. Поэтому в плане искусства мои замечания немногого стоят. В любом случае, не расстраивайся; ты можешь продолжать свою работу, и мы еще поговорим на эту тему, когда встретимся. Я ответил на письмо Ядунанданы и хочу, чтобы вы все прочитали это письмо, поскольку оно содержит некоторую ценную информацию относительно нашего метода проповеди, и я ответил в этом письме на множество разумных вопросов, которые он задал. Надеюсь, у вас все в порядке.

(ПШП Джадурани, 13 апреля 1968)

68-07 Да, пожалуйста, украсьте храм как можно большим количеством картин. Джадурани очень добра и щедра, что снабжает нас картинами. Ей никогда не надоедает рисовать, и это продвигает ее в сознании Кришны.

(ПШП Рупануге, июнь 1968)

68-07 Первая моя благодарность тебе, поскольку твои картины привлекли внимание учеников Свами Сатчитананды. Это означает, что твои картины помогают нам продвигаться в сознании Кришны настолько, что мы можем привлечь даже таких йогов, как ученики Сатчитананды. Так оно и есть. В Шримад-Бхагаватам есть стих, который Господь Чайтанья объяснил в беседе с Сарвабхаумой Бхаттачарьей 64-мя различными способами. В этом стихе говорится, что даже атмарамы, то есть, люди, черпающие духовное наслаждение в себе самих — на самом деле людей надо обучать именно тому, как быть счастливыми своей сущностью. Так вот, йоги и философы пытаются найти удовлетворение в самих себе. Но даже таких людей привлекают игры Радхи-Кришны, потому что духовные качества Радхи-Кришны привлекательны для людей, уже освободившихся от трех материальных качеств.

В общем, картина, которую ты отправила в Монреаль, дошла благополучно, все здесь превозносят твое художественное мастерство, и мне самому картина очень нравится. Ты очень выросла как художник еще и потому, что с верой служила Кришне при помощи таланта, которым Кришна наделил тебя. Вчера было собрание индийцев, и все отозвались о твоей картине с большой похвалой. Пожалуйста, постарайся написать как можно больше таких картин: «Мохан-Мадхури», которую ты прислала сюда, в Монреаль, то есть, Радху и Кришну с 8 главными гопи; изображение санкиртаны с Господом Чайтаньей; и Панча-таттву. Эти картины надо популяризировать в нашем Движении, так что постарайся написать их как можно лучше. Я беспокоюсь о тебе, ведь ты руководишь одним из важных для нашего Движения отделов, то есть, созданием картин, и это сделает твою жизнь совершенной. Береги здоровье, тебе предстоит очень много сделать для Кришны, и если у тебя будут возникать какие-то трудности, ты можешь сразу сообщать мне. Эта девушка, Мадхави-Лата приехала сюда на несколько дней, и я узнал, что несколько девушек приехали к тебе из Нью-Йорка. Не знаю, чем они занимаются, поэтому буду рад, если ты сообщишь мне что-нибудь об этом.

(ПШП Джадурани,9 июля 1968)

68-09 По поводу тебя и Джадурани: вы оба искренне служите делу Кришны, и Кришна даст вам необходимое понимание, как вести себя друг с другом. Я рад узнать, что девушки под руководством Джадурани плодотворно пишут, и я очень хочу иметь много картин с изображением санкиртаны, подобных той, которая висела на стене в твоем бостонском храме, когда я был там. У меня есть фотография той картины, она так хороша, что созерцание ее наполняет меня бесконечной радостью. (Прилагаю набросок, чтобы ты понял, о какой картине идет речь.) Наша Мадхави-Лата тоже хорошая художница. Она сейчас пишет прекрасную картину, изображающую Радху-Кришну на качелях. Но дух у нее несколько независимый, она хочет путешествовать вместе со мной. Так или иначе, она добрая, искренняя душа, так что оставь ее в покое, пусть занимается своей работой. Для нее уже большое благо, что она склонна слушать меня. В свое время это приведет ее куда надо, и, может статься, она тоже станет великим нашим помощником, рисуя для нашего Движения.

(ПШП Сатсварупе, 27 сентября 1968)

68-10 Сим уведомляю, что получил твое письмо без даты. Но я знаю, что оно было получено несколько дней назад, а я не мог ответить раньше, так как был завален письмами, и т.д. Хочу сообщить тебе, что нет ничего страшного в том, что ты не можешь писать по картине в день, однако продолжай стараться, чтобы в неделю или в месяц получалось как можно больше картин. Работай тщательно, я тебя не подгоняю. Просто я думал, что надо написать как можно больше картин к Шримад-Бхагаватам, я хочу, чтобы мои ученики, вместе или поодиночке, ежедневно производили по меньшей мере полдюжины картин. Думаю, Кришна будет посылать тебе все больше и больше силы. Не прекращай своей работы, продолжай писать картины как можно дольше.

По поводу твоего вопроса, какого цвета океан молока, отвечаю: он белый. Можешь придать ему голубоватый оттенок, чтобы подчеркнуть, что это океан. Вишну небесно-голубого цвета, а Лакшми — цвета золота, расплавленного золота. Лакшми не всегда сопровождает Вишну, есть множество форм Вишну, в которых Он предстает один. Эта форма называется Васудева Вишну. Никто из полубогов не находится рядом с Вишну. Полубогам суждено жить в материальном мире. В духовном мире нет места полубогам, но те, кто поднимается до уровня чистой преданности, могут возвыситься до духовного мира. В материальном мире и обычные живые существа, и полубоги принадлежат к одной и той же категории джива-таттвы, пограничной энергии Господа.

Свадебная церемония Васудевы и Деваки. Отец Деваки по имени Девака предложил свою дочь Васудеве, а у царя было восемь дочерей, и всех восьмерых он предложил Васудеве. Обычно свадебная церемония совершается священником. Жертвенный огонь, какой вы видели на наших церемониях, все так же, только там были еще украшения: навес на четырех колоннах, увитый зеленью и цветами, везде горшки с водой — так там все было украшено. А за пределами этого навеса рассаживались родственники и брахманы, чтобы наблюдать за свадебной церемонией. Пророческий голос раздался, когда Камса вез свою сестру и шурина в колеснице. Там были сотни колесниц, данных отцом в приданое за дочерью. Страшный пророческий голос обращался к Камсе: «Камса, ты радостно везешь свою сестру не знаешь, что сын ее, восьмой сын твоей сестры, убьет тебя». Восьмым сыном Деваки был Сам Кришна, а тех сыновей, что родились до него, Камса забрал и убил.

(ПШП Муралидхаре, 21 октября 1968)

68-12 Я был очень рад прочитать твое последнее письмо (без даты) и понял из него, что ты усердно трудишься и что ты посылаешь готовые картины в различные наши центры, чтобы их там оценили. Тебе приятно будет узнать, что преданные из нашего лондонского центра уговорили местную газету отдать две полосы под комикс, описывающий историю Махараджи Прахлады в пересказе Гаурасундары и Говинда-даси. Это прекрасная проповедь, поэтому мы должны постараться как можно шире наводнить печать подобными нашими историями. У нас сейчас много художников в Бостоне и Нью-Йорке, поэтому если бы кто-то взялся за эту идею, было бы хорошо.

(ПШП Джадурани, 5 декабря 1968)

68-12 Я знаю, что сейчас с центре в Сиэтле не хватает рук, так почему бы тебе не остаться там, чтобы помочь Упендре и другим? Твое служение по привлечению брахмачарини тоже очень бы пригодилось в Сиэтле. Я знаю, что и без руководства Джадурани ты прекрасная художница, так что пока можешь оставаться в Сиэтле и писать сама. Ты должна научиться писать очень быстро и очень красиво, нам нужны такие талантливые художники. Когда Джадурани начинала писать, она вначале работала очень медленно, но сейчас она напрактиковалась, опыта у нее прибавилось, и она стала работать намного быстрее. Такая практика — и есть то средство, которое улучшит твою и без того уже очень хорошую художественную работу. [текст поврежден] размера, это очень хорошая мысль.

У тебя есть также определенный поэтический дар, и все эти таланты, художественный и поэтический, можно использовать в служении Кришне. Все преданные в большей или меньшей степени поэты. Одно из 26 качеств совершенного преданного — это поэтический дар. Так что мы можем написать множество поэм во славу Господа, или об Его играх. Подобным образом, мы можем написать много картин на темы Его разнообразных деяний, и  это занятие даст нам шанс возвыситься до совершенного уровня духовного понимания.

(ПШП Джой Фалчер, 12 декабря 1968)

68-12 Я видел две маленькие картины, которые ты прислала, и обе они мне понравились. Это стиль, называемый «раджастхани», и это очень хорошо. Такие картины, если их хорошо написать, будут прекрасно смотреться в наших храмах. Есть еще одна чудесная фотография моего Гуру Махараджи, и я хочу, чтобы ты написала с нее портрет. Я пошлю ее тебе. Гурудаса нашел ее в Лондоне и послал мне два экземпляра. Этот снимок был сделан сразу после принятия им санньясы, перед ним лежит открытый Шримад-Бхагаватам. Так что я ее пошлю.

Что касается лос-анджелесского храма, мы только что арендовали очень большую церковь, с большим залом и разными помещениями, и здесь нам понадобится много очень больших картин, чтобы придать залу привлекательный вид. Если можно, пиши, пожалуйста, большие картины, такие, как та, что ты прислала в Монреаль, на которой изображены гопи, — а может быть, и больше. По поводу гипсовой грунтовки для холстов: если она продержится 20 лет, это прекрасно, это достаточно долго. Остальные методы, которые ты описываешь, кажутся слишком сложными, а пластик, кажется, хорош.

(ПШП Джадурани, 14 декабря 1968)

68-12 Я рад узнать, что ты написала портрет моего Гуру Махараджи и что все идет хорошо. По мере того, как наше Движение продолжает расширяться по всему миру, нам понадобится все больше таких картин, чтобы множество преданных и друзей могли занять свои глаза созерцанием Кришны и Его преданных. Поэтому, пожалуйста, старайся развить свои художественные способности, насколько это возможно. Я уверен, что Джадурани всегда окажет тебе в этом поддержку.

(ПШП Рукмини, 19 декабря 1968)

69-02 Я рад, что ты и твоя сестра Индира-даси изготавливаете Божества Господа Джаганнатхи и вообще занимаетесь Ими. Вы должны выставить эти Божества на продажу в магазине Гаргамуни. Это принесет вам деньги, чтобы вы могли продолжать заниматься живописью. Вам следует практиковаться, тщательно развивать свои художественные способности, и, если вы готовы, я пошлю вам для работы много картин к Бхагаватам. Джадурани заболела, и я попросил ее на некоторое время прекратить всякую деятельность. Несколько картин лежат в Бостоне, возможно, неоконченные, и если время вам позволяет, вы с сестрой могли бы отправиться туда и посмотреть их. Если Джадурани согласится, вы могли бы закончить эти картины для книги «Кришна». Живопись — это один из самых важных наших отделов, поэтому, пожалуйста, постарайтесь и станьте очень искусными художниками. Вы должны стать по меньшей мере такими же искусными, как Джадурани, тогда я буду очень доволен. Рукмини тоже приобретает все больший опыт в своей художественной работе.

(ПШП Экаяни, 1 февраля 1969)

69-02 Наша Вайшнавская религия настолько обширна и глубока, что у нас найдутся миллионы картин,  сотни и тысячи литературных произведений для этой газеты. В христианской традиции изображают только распятие, да еще несколько подобных сюжетов. У буддистов есть изображения Господа Будды. Магометане изображают Мекку и Медину, а что рисуют иудеи, я не знаю. Но что касается сознания Кришны, мы можем написать миллионы картин, изображающих Кришну, Вишну и Их многочисленные воплощения, а также Их духовные игры.

(ПШП Брахмананде, 5 февраля 1969)

69-02 Я рад узнать, что тебе хорошо пишется, продолжай развивать свои способности, поскольку нам понадобится много картин для наших храмов. Ты можешь писать Гуру Махараджу, меня, Тхакура Бхактивиноду, Гауракишору, Панча-таттву, санкиртану и т.д. Работы непочатый край, так что стань искусным художником. Это порадует меня, и будет очень полезно для всего общества. Еще раз спасибо за письмо. Надеюсь, это письмо застанет тебя в добром здравии.

(ПШП Канчанбале, 25 февраля 1969)

69-03 Лучше всего будет, если ты сможешь занять все свое время и энергию в повторении Святого Имени и создании прекрасных картин. Ты очень талантливая девушка, ты можешь писать великолепнейшие картины, я это видел. Сейчас ситуация такова, что мы открываем новые отделения по всему миру, и нам требуется огромное количество картин для храмов, чтобы люди приходили, смотрели и привлекались красотой Кришны. Вот что нужно. Сейчас люди увлечены тусклым мерцанием так называемой красоты внешней энергии, и им нужно видеть прекрасные картины, изображающие Кришну и Его преданных, Его игры, чтобы духовная жизнь привлекала их.

Это великолепное служение, в картинах есть настоятельная потребность. Наша Джадурани создала много прекрасных картин, они разошлись  по нашим храма, и все равно картин не хватает, а она сейчас болеет, не может быстро работать: здоровье не позволяет. Поэтому я прошу тебя просто сесть там, где ты есть, и писать прекрасные картины, которые можно было бы распространять по центрам. Это будет полезно для тебя, и это будет полезно для других тоже.

(ПШП Мадхави-Лате, 19 марта 1969)

69-06 Я понимаю, что из-за твоих многочисленных обязанностей тебе трудновато находить время для картин, но я считаю, что все эти обязанности можно приостановить, чтобы ты мог полностью посвятить  свое время и силы живописи. Живопись, которой ты занимаешься, очень важна, поэтому она должна считаться твоим храмовым служением. Тебе нет необходимости ходить на санкиртану, если это будет отнимать твое время от твоей настоящей работы. Я понимаю, что ты одарен и музыкальными способностями, но этот твой талант не так необходим в группе санкиртаны, потому что для пения «Харе Кришна» нет необходимости в отточенной и сложной инструментовке.

Если тебе нужно какое-то время уделять работе, чтобы заработать на краски, кисти и прочий приклад, делай это, но будет лучше, если Ишана-дас сможет помогать тебе. И ты, и твоя жена Рукмини — прекрасные художники, поэтому, пожалуйста, сообщите мне, какие у вас есть идеи, чтобы вы могли сделать как можно больше художественной работы. А пока вам следует закончить свою картину, изображающую санкиртану, а затем, поскольку вы спрашиваете про книгу «Кришна», то я склоняюсь к мысли, что нужно изобразить Кришну, Который показывает Матери Яшоде вселенную у Себя во рту. Вы могли бы написать эту картину как можно быстрее. У меня очень много замыслов, и мы будем заказывать вам столько прекрасных картин, сколько вы способны написать, поэтому, пожалуйста, отнеситесь к делу серьезно, и пишите хорошо и быстро. Это будет великолепное служение. В нашей книге «Кришна» мы впервые покажем западному миру, что такое Бог. Это немаловажная задача, так что, пожалуйста, помогите нам в этом, как только можете.

(ПШП Барадрадже, 2 июня 1969)

69-07 Что касается живописи, можешь начинать. Я уже дал тебе советы в записке, которая была приложена к кассете №4 книги «Кришна». Прочитай расшифровку записи «Кришны» и нарисуй как можно больше картин. Каждая картина должна быть очень привлекательна, красочна и красива, чтобы гостям они нравились. За стандарт примем размер «Учения Господа Чайтанья», так что пиши картины соответственно.

(ПШП Джадурани, 15 июля 1969)

69-07 Сим уведомляю, что получил твое недатированное письмо, касающееся картин к книге «Кришна». Сейчас мы получили уже полный комплект картин к первой части книги «Кришна», и все они очень и очень хороши. Твой отдел живописи работает прекрасно и производство несомненно еще улучшится, по милости Кришны. Все вы вдохновлены стремлением изобразить Господа Кришну и Его спутников для преданных, чтобы каждый, кто видит эти духовные картины, захотел стать преданным — в этом состоит наша цель.

Да, Кришну и Балараму, когда они были учениками Муни Сандипани, можно  изобразить с бритыми головами, с шикхами и кантхималами, как наших брахмачари. Олицетворенные Веды выглядят как великие мудрецы. Некоторым из них можно придать сходство с Вьясадевой, Вальмики, Нарадой и т.д. Некоторые из них старше, а другие моложе, у некоторых длинные волосы, как у Вьясы, потому что они домохозяева, а другие брахмачари — но все они великие души, весьма возвышенные в духовной науке, парамахамсы.

Как ты и предполагаешь, эти картины понадобятся во множестве для иллюстрации длинного отрывка текста, описывающего их молитвы, обращенные к Гарбходакашайи Вишну. Это очень важная глава и, если можно, она должна быть достойным образом иллюстрирована. Так что ты, конечно, можешь выбрать подходящие сюжеты для картин, а потом очень тщательно исполнить эти картины для удовольствия Кришны. Если тебе требуется еще какая-то информация, пожалуйста, пиши мне, задавай свои вопросы, и я буду рад указать тебе правильное направление.

(ПШП Джадурани, 26 мая 1969)

70-09 Я очень рад, что Арадхана и Шантану занялись живописью. Чем больше храмов мы открываем, тем сильнее и сильнее нужда в картинах. Так что они могут писать как можно больше изображений Панча-таттвы и ачарий и рассылать их по всем новым храмам — это будет великолепным служением нашему Обществу.

(ПШП Харивиласе, 21 сентября 1970)

Живопись для книг Шрилы Прабхупады

68-12 Я очень рад, что ты берешь на себя ответственность за создание картин для Кришны и если Джой Фалчер уже уехала туда, она может тебе помогать. Это должна быть живопись и, если хочешь, можно писать большие картины, а когда их будут печатать, то уменьшат размер до размера книги, 8½ на 1. Десятая Песнь содержит сорок глав, описывающих пребывание Кришны во Вриндаване и 50 глав о Кришне в Двараке. Так что первый том нашей книги будет, скорее всего, включать сорок глав, для каждой из которых потребуется картина. Ниже я излагаю свои предложения по поводу первых пяти картин.

  1. Беременная Деваки сидит во дворце, в комнате, и от ее тела исходит ослепительное сияние. Ее окружают полубоги, парящие почти под потолком. Они возносят молитвы о явлении Господа Кришны. Некоторые из них осыпают ее цветами.
  2. Деваки сидит в другом дворцовом покое, перед ней предстает Вишну с четырьмя руками (раковина, булава, колесо и лотос), в желтых одеждах. В этой сцене Деваки и Васудева склоняются перед Господом Вишну и возносят молитвы.
  3. Кришна, радостный, лежит на коленях у Деваки, как самый обычный ребенок.
  4. Сцена: Васудева, увидев, что двери открылись, а стражники уснули, вышел из здания и пришел на берег Ямуны. Он видит, что река от воды муссонных дождей, и думает: «Как же мне перебраться?» Затем он увидел, что реку пересекает шакал и понял, что глубина всего лишь по щиколотку. И Васудева держа маленького Кришну на руках, последовал за шакалом на другой берег Ямуны. Вот эта сцена пересечения реки должна стать сюжетом четвертой картины.
  5. Перейдя Ямуну, Васудева подошел к дому Махараджи Нанды, где Яшода спала, положив рядом с собой свою маленькую дочку. Пятая картина изображает, как Васудева меняет детей возле спящей Яшоды.

Пожалуйста, сделай эти картины как можно красивее. Прилагаю фотографию картины, выполненной в прекрасном стиле, в котором и ты можешь писать свои картины. Когда ты подойдешь к завершению этих пяти картин, извести меня, и мы решим, что тебе делать дальше.

(ПШП Джадурани, 25 декабря 1968)

69-08 Я рад узнать, что Барадраджа закончил картину с санкиртаной, и что теперь вы пишете Кришну и Арджуну. Все эти картины нужно переслать мне как можно скорее. Нам сейчас нужно очень много картин, поскольку мы планируем напечатать много иллюстрированных книг, и кроме того, мы открываем много новых храмов нашего Движения сознания Кришны. Так что, сколько бы вы ни написали картин, все они найдут достойное применение. Если бы вы захотели переехать в Бостон, муж и жена, вы могли бы работать вместе с Джадурани. У них там, в Бостоне, сейчас есть большой дом со всеми удобствами, который может вместить множество преданных, так что можете поехать, это будет хорошо.

(ПШП Рукмини, 12 августа 1969)

70-03 Сим уведомляю, что получил твое письмо, датированное 20-м февраля 1970, а также приложенную фотографию твоей картины, изображающей духовного учителя. Кроме того, я получил одно изображение моего Гуру Махараджи Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура. Обе картины очень, очень хороши, поэтому я прошу тебя полностью посвятить себя развитию большого таланта, которым ты наделен. Нам нужно много картин — не только для храмов, но и для книг. Думаю, работы больше чем достаточно, и ты будешь счастлив этой работой.

(ПШП Васудеве, 6 марта 1970)

70-03 По поводу твоего вопроса об отделе живописи, на данный момент нам нужно прежде всего закончить все картины для «Кришны». Затем, по возможности, можно начать печатать картины для «Нектара преданности». Нужно и то, и другое, но «Кришна» важнее. Лучше всего, если во всех наших книгах будут картины, и чем больше, тем лучше.

(ПШП Сатсварупе, 20 марта 1970)

70-07 Я очень доволен тем, как ты доносишь духовные темы Шримад-Бхагаватам в своих картинах к нашим книгам. Я очень доволен твоими картинами для обложки «Первого шага в понимании Бога», и если ты продолжишь повышать свой уровень с этого стандарта, будет совсем хорошо. Да, я хочу, чтобы в каждой моей книге было как можно больше картин. Таково мое желание. Наша книга «Кришна» стала намного привлекательнее с иллюстрациями. Брахмананда получил 25 пробных экземпляров из Японии, и они тут же, в течение двух дней, были проданы. И все это только благодаря картинам. Люди прежде всего привлекаются этими необычными духовными картинами, поэтому даже не читая, они склонны их покупать. Это одно. Другое — это то, что благодаря картинам можно быстро понять содержание. Поэтому старайся вставить как можно больше картин в наши книги и другие издания.

(ПШП Джадурани,11 июля 1970)

70-07 Что касается картины для обложки «Бхагавадгиты как она есть», исправленного и дополненного издания, если это та самая картина, которую ты посылала, из «Бхагавадгиты в картинках», то она подойдет. Относительно будущих картин для Бхагавадгиты: если хочешь знать мое мнение, я могу дать тебе некоторые наметки относительно наиболее важных стихов Бхагавадгиты; но сможешь ли ты написать эти картины просто по моим наметкам? Например, я мог бы сказать тебе следующее: Дхритараштра сидит во дворце, а его секретарь Санджая, описывает события, происходящие на поле битвы, и у него в сердце картина, похожая на экран телевизора. Идея в том, что он смотрит в отражение поля битвы и рассказывает Дхритараштре. Так вот, если кто-то возьмется за это, я буду посылать подобные наметки, относящиеся к некоторым важным стихам. Ты спрашиваешь, изображать ли в танце раса Баларамы Его экспансии, подобно экспансиям Кришны, которые Он проявил во время Своего танца раса.  Нет, такого описания в Шримад-Бхагаватам нет. У Баларамы были свои игры с танцами и гопи, в другом месте на берегу Ямуны, называемом Рамагхат.

(ПШП Джадурани, 11 июля 1970)

70-11  Я рад слышать, что картины для Первого тома Второй Песни  закончены, и начаты картины Второго тома. В каждом томе должно быть от 50 до ста картин, это будет совершенством  вашего служения Господу Кришне. В ответ на твой специальный вопрос: нет океана молока, они стоят на обычном океане. Я всегда показываю твои картины в книге «Кришна» уважаемым индийским дамам и джентльменам, и они восторгаются тем, что мои американские ученики приняли этот метод с такой большой любовью и решимостью.

(ПШП Джадурани, 4 ноября 1970)

71-12 Я очень доволен всеми моими учениками, работавшими над картинами к Шримад-Бхагаватам. Я считаю, что на свете нет произведения искусства, которое бы сравнилось с ними. Они поистине выходят за пределы любой мирской концепции искусства, и я понимаю, что Кришна чудесным образом направляет вас изнутри, потому что вы показали Ему, что все вы — очень искренние юноши и девушки. Рупануга сообщил мне хорошую новость: компания Макмиллана будет печатать «Бхагавадгиту как она есть», так почему бы им не напечатать и Шримад-Бхагаватам? Таких цветных иллюстраций нет ни в каких других изданиях, кроме наших, мы единственные, кто так делает. Продолжайте производить их в большом количестве, а кроме того, устраивайте фотовыставки, показы слайдов, рекламные кампании и т.д., применяйте все виды широкой проповеди, и публика заметит, что «да, сознание Кришны — это, должно быть, что-то очень хорошее».

Я очень доволен тем, как чудесно вы сотрудничаете в распространении Движения Сознания Кришны. Это Движение полно изумительных форм, цвета, деятельности, всего. Так что теперь продолжайте в том же духе, и просто благодаря вашему желанию писать и фотографировать Его привлекательные черты, Кришна даст вам все благословения Пожалуйста, будьте в этом уверены. Большое вам спасибо за то, что так помогаете мне.

(ПШП Уддхаве, 12 декабря 1971)

74-05 Мне всегда доставляет большое удовольствие видеть новые красивые картины в наших книгах, и я с нетерпением этого ожидаю. В Индии мы привлекаем пожизненных членов просто высоким качеством и внешним видом наших иллюстрированных книг. В этом отношении нашему Обществу нет равных, и это ваша заслуга, заслуга тех, кто так самоотверженно трудится над иллюстрациями к моим книгам. Большое вам спасибо.

(ПШП Художникам ИСККОН, 2 мая 1974)

Особые наставления, касающиеся живописи

68-02 Компания «Бриджабаси» — это не простые бизнесмены; они преданные. Поэтому их картины не отравлены. Но даже если они отравлены, мы ведь платим за их товары, поэтому даже если в них и есть яд, он обезвреживается. Мы покупаем на рынке товары, которые не подходят для предложения Кришне, но поскольку мы платим за них, то можем их предлагать.

(ПШП Джадурани,15 февраля 1968)

68-03 Пожалуйста, держите меня в курсе дел вашего отдела изящных искусств; я всегда хочу слышать о том, как вы процветаете.

(ПШП Джадурани, 16 марта 1968)

68-06 Да, оставайся в Бостоне. Пожалуйста, изучай живопись под руководством Джадурани. Пожалуйста, всегда говорите о Кришне между собой, вы ведь две сестры, и живите счастливо. То, что ты можешь говорить о Кришне и писать Его, это очень хорошая возможность, так твой ум, руки и внимание всегда будут погружены в Кришна-самадхи, а язык будет повторять «Харе Кришна». Это первоклассная самадхи, высшее положение великого йога. Постарайся радостно поддерживать это настроение.

(ПШП Мадхави-Лате, 20 июня, 1968)

68-11 Да, поскольку в наших храмах нет изображения Шрилы Гауракишора-даса Бабаджи и Шрилы Джаганнатха-даса Бабаджи, ты можешь написать эти картины. Если у тебя нет оригинала, с которого ты могла бы сделать копии, ты можешь написать Гурудасу и попросить прислать его тебе. Прилагаю маленькое изображение Мадхвачарьи. Если тебе будет трудно с ним работать, ты можешь послать его Гурудасу, и он напечатает покрупнее и почетче.

(ПШП Джадурани, 1 ноября 1968)

68-11 Относительно картины, Панча-таттвы, не думаю, что Их нужно располагать в перспективе. Они стоят на одной линии. Как на групповом снимке, все стоят рядом, и никто не выглядит больше или меньше. Это основное. Но особенность состоит в том, что если ты делаешь Господа Чайтанью меньше, это не хорошо. Он должен быть больше, Он и на самом деле был очень большим и широкоплечим. Так что лучше писать так, как ты это делала раньше, и чтобы Господь Чайтанья был немного больше.

(ПШП Джадурани,6 ноября  1968)

68-11 Да, нормально продолжать писать Господа Чайтанью и гопи так, как вы это делали до сих пор — телесного цвета.

(ПШП Сатсварупе, 6 ноября 1968)

68-12 Как можно скорее мне нужно несколько художников, которые будут писать картины по сюжетам из Бхагаватам, которые я им дам. Но художники эти должны будут работать быстро. Надо будет сдавать две-три картины в неделю. Эти картины пойдут в мою новую книгу «Кришна», которую я начну, как только заручусь помощью быстрого художника. Я уверен, что ты бы справилась с этой задачей, но у тебя и так уже много работы. В Сиэтле есть одна девушка, Джой Фалчер, хорошая художница. Не хочешь ли ты, чтобы она приехала к тебе и взялась за эту работу под твоим руководством? По-моему, ты знаешь эту девушку. Если эта мысль тебе нравится, можешь пригласить ее в Бостон. Я, как обычно, пошлю записи «Кришны» твоему мужу вместе с советами для тебя относительно того, как и что изображать, так что вы с мужем сможете послать мне полный комплект материалов для окончательной печати. Пожалуйста, рассмотри мои предложения и поступай так, как необходимо.

(ПШП Джадурани, 13 декабря 1968)

68-12 Относительно материалов для защиты холста: кажется, есть такая смола, которую добывают из древесного угля, можно использовать ее. Или, если ее невозможно достать, или нельзя использовать, тогда воспользуйся любым материалом, лишь бы он отвечал назначению.

(ПШП Джадурани, 13 декабря 1968)

69-01 Ты пытаешься придумать объяснения по поводу твоих недавних путешествий, но объяснять тут нечего; объяснение состоит в том, что ты беспокойный человек. Я хотел, чтобы ты сосредоточила свой ум на живописи и использовала свой талант в служении Кришне, но ты не послушалась меня. Живи, где хочешь, но почему ты не используешь свои таланты? Ты не способна на это, и в этом твое несчастье. Ниже приведены несколько предложений, соответственно которым ты можешь начать писать красивые картины. Если ты сможешь исполнить все пять картин по моим предложениям, не теряя своего драгоценного времени, это будет весьма и весьма хорошо.

  1. Беременная Деваки сидит во дворце, в комнате, и от ее тела исходит ослепительное сияние. Ее окружают полубоги, парящие почти под потолком. Они возносят молитвы о явлении Господа Кришны. Некоторые из них осыпают ее цветами.
  2. Деваки сидит в другом дворцовом покое, а перед ней предстает Вишну с четырьмя руками (раковина, булава, колесо и лотос), в желтых одеждах. В этой сцене Деваки и Васудева склоняются перед Господом Вишну и возносят молитвы.
  3. Кришна, радостный, лежит на коленях у Деваки, как самый обычный ребенок.
  4. Сцена: Васудева, увидев, что двери открылись, а стражники уснули, вышел из здания и пришел на берег Ямуны. Он видит, что река вздулась, как в сезон дождей, и думает: «Как же мне перебраться?» Затем он увидел, что реку пересекает шакал и понял, что глубина всего лишь по щиколотку. И Васудева держа маленького Кришну на руках, последовал за шакалом на другой берег Ямуны. Вот эта сцена пересечения реки должна стать сюжетом четвертой картины.
  5. Перейдя Ямуну, Васудева подошел к дому Махараджи Нанды, где Яшода спала, положив рядом с собой свою маленькую дочку. Пятая картина изображает, как Васудева меняет детей возле спящей Яшоды.

Когда я вернусь в Нью-Йорк, а это случится примерно в апреле, я был бы рад увидеть эти картины уже написанными. Когда ты закончишь с этими поручениями, дай мне знать, чтобы я мог послать тебе новые. Надеюсь, это письмо застанет тебя в добром здравии.

(ПШП Мадхави-Лате, 12 января, 1968)

69-01 Сим уведомляю, что получил твое письмо от 6 января 1969 и рад узнать, что ты почти закончила первые 5 картин, которые я описал тебе. Думаю, что ты можешь немедленно послать мне эти картины в Лос-Анджелес. Относительно фотографирования этих картин, думаю, что краски на них должны быть как можно более яркими, это очень важно, поэтому, прошу тебя, пиши именно так. Ниже прилагаю описания следующих четырех картин.

  1. Махараджа Нанда (пожилой человек, не меньше 50 лет) наблюдает за празднованием. Подходят во множестве мальчики-пастухи, неся за спиной на палках молоко и творог (см. прилагаемую картину). Махараджа Нанда, предводитель пастухов вручает им дары: ткани, украшения, фрукты и т.д., и в это время продолжается пир. Некоторые развлекаются тем, что кидают друг в друга маслом.
  2. Демоница ведьма Путана, приняв облик прелестной молодой женщины, пришла к Яшоде с поздравлениями по поводу ее прекрасного ребенка. Она сказала Яшоде: «У тебя такой прекрасный Ребенок; пожалуйста, дай мне подержать Его». Яшода была очень простодушна и позволила ей, но когда Кришна сосал грудь демоницы, она проявила свою гигантскую форму, в несколько миль длиной, и умерла. На картине Кришна играет на груди этого гигантского мертвого тела демона.
  3. Кришна лежал под тележкой, которая на самом деле была демоном, принявшим облик тележки, чтобы Кришна не заподозрил угрозы. Кришна лежал под тележкой, но потом, играя, толкнул ее ногой, и великан вышел из нее и умер.
  4. Один асура, по имени Тринаварта-смерч, унес Маленького Кришну в небо и боролся с Ним. Он рассчитывал поднять Кришну в небо, а затем сбросить Его вниз. Но Кришна, будучи поднят в небо, стал бороться со смерчем, и демон рухнул вниз, мертвый, а Кришна спокойно лежал на земле. Яшода возносила благодарственную молитву: «Бог спас моего Мальчика».

Касательно твоего вопроса о свечении над головой Кришны на всех этих картинах,  да, нужно его изобразить. Я надеюсь вскоре получить предыдущие твои картины. Пожалуйста, передай мои благословения всем в Бостонском храме.

(ПШП Джадурани, 15 января 1969)

69-10 По поводу картины Муралидхары, на которой изображен Джаганнатха-даса Бабаджи: над ним не должно быть ауры.

(ПШП Тамала-Кришне, 13 октября  1969)

70-03 Да, ты можешь делать детские книжки, и в этой связи спишись с Сатьябхамой, которая сейчас работает над сжатой версией книги «Кришна». И тебе надо продолжать свою живопись, тогда любовь и преданное служение сделают твои картины всепривлекательными, ведь их сюжеты по-настоящему духовны. Однако ты пока пишешь, что изобразила Мать Яшоду слегка голубоватой. Яшоду и Махараджу Нанду надо изображать как обычных индийцев, смуглыми, как пшеница.

По поводу третьего вопроса: обычно самолеты строятся в виде лебедя с крыльями, с клювом,  хвостом и т.д., а на спине у них купол, как у колесницы, где можно сидеть и управлять кораблем. Я нарисовал набросок, чтобы передать мысль, прилагаю его к этому письму. Можешь без стеснения задавать сколько угодно таких вопросов. По мере возможности, я буду отвечать, но если пропущу какое-нибудь письмо, ты должен будешь извинить меня.

(ПШП Сасварупе, 1 апреля 1970)

70-04 Относительно организации художников, нет нужды терять время на изучение живописи по книгам.  Мы должны всегда помнить, что время наше очень ограничено. Думаю, что наши художники должны быть довольны тем, чему они уже успели научиться, этого достаточно. Им просто нужно постоянно быть занятыми, писать, и так они в достаточной степени овладеют мастерством. Я начале я серьезно переписывался с индийскими друзьями, чтобы выписать несколько хороших мридангистов, но, поняв, что пригласить человека из Индии слишком трудно, я дал некоторым из моих учеников начальные уроки игры, и просто посредством практики они стали ведущими киртанов, и каждый день водят группы санкиртаны.

Мой Гуру Махараджа обычно говорил, что если в чужой земле, на языке которой вы говорите не слишком хорошо, у вас случится пожар, что вы будете делать, чтобы получить помощь? В таком случае опасности, вы должны так или иначе объясниться с иностранными друзьями и получить их помощь, чтобы потушить пожар. Но если вы решите сначала выучить язык, а уж потом пойти к друзьям за помощью, все будет кончено, вы не успеете спастись. Точно так же, если нам придется сначала учиться, а потом уж писать картины, дело затянется надолго. А нам уже сейчас нужны многочисленные картины для всех наших книг, так что все художники должны быть постоянно заняты художественной работой, и сама эта работа постепенно выучит их мастерству.

Относительно того, как следует организовать отдел живописи: это им следует решать между собой. Я не знаю технических деталей, я хочу только чтобы они были постоянно заняты. Они сами должны решить, как будет построено управление всеми этими вещами. Как ты предложил, вы можете устроить какую-то систему, и я ее одобрю, коль скоро она будет работоспособна. Единственное требование: художники должны быть постоянно, полный день заняты живописью. Можешь сказать Девахути и остальным, что мне очень нравятся все их работы. Я удовлетворен лишь тогда, когда вижу, что каждый из нас постоянно занят исполнением своих обязанностей. Как учитель, который хочет видеть, что его ученики прилежно заняты чистописанием. У кого почерк окажется лучше — это другой вопрос. Обязанность учителя — проследить, чтобы все ученики прилежно занимались. Поэтому если все художники заняты живописью, это мне очень приятно, а им дает возможность постепенно набраться опыта и писать очень хорошие картины.

(ПШП Сатсварупе, 21 апреля 1970)

70-04 По поводу плакатов «Бриджабаси»: бери только наши картины, изображающие Кришну с коровами, с гопи; только Кришну, не бери изображения полубогов. Такие картины нам вполне подойдут.

(ПШП Джагадише,25 апреля 1970)

70-05 Относительно цвета Баларамаджи: Он молочно-белого цвета с легким голубоватым оттенком и розоватым блеском. Наше представление о белизне — это молочная пена.

(ПШП Экаяни, 3 мая  1970)

70-06 Что касается создания картин, вы уже сейчас делаете это хорошо, судя по тем картинам, которые я видел в «Кришне», и я отвечаю на разные ваши вопросы, так что все идет хорошо. Лучше всего, если вы будете использовать свою способность рассуждения. Изобразить на «Легком путешествии» Муни Нараду мне посоветовали, но сама картина предложена мной. Лучше всего, если вы будете писать по своему разумению и на свою ответственность, а в спорных случаях можете обращаться ко мне, и я буду посылать вам инструкции. Вы все опытные художники, и ваше общее желание писать картины куда ценнее моих предложений. Все описания уже есть в моих книгах, так что совсем не трудно извлечь эти сведения и приготовить набросок.

(ПШП Джадурани, Барадрадже и Муралидхаре, 4 июня 1970)

70-06 Относительно картины, изображающей царя Паундраку: да, его можно сделать голубого цвета. Поскольку он имитировал Васудеву, он приделал себе две дополнительных искусственных руки. Он мог и покрасить себя в голубой цвет.

(ПШП Сатсварупе, 25 июня 1970)

70-07 Кришна может расширить Себя в разные формы для разных Своих жен. Ты старшая ученица не только в живописи, но и в сознании Кришны, поэтому постоянно молись Кришне, чтобы знать, как писать картины, и, я думаю, все будет получаться хорошо. Другая моя просьба связана с тем, что, поскольку я направляюсь в страны восточного полушария, я намерен открыть там как можно больше отделений. И, как ты знаешь меня с самого начала, я буду заказывать множество изображений Панча-таттвы, как во время санкиртаны, так и просто стоящих, и изображения ачарий.

(ПШП Джадурани, 31 июля 1970)

70-12 Можешь сообщить Джадурани, что картины, которые она прислала, очень хороши, за исключением некоторых моментов, которые надо исправить. Кришну, конечно, надо изображать в одной и той же одежде во всех сценах, где Он рассказывает Бхагавадгиту, потому что весь этот рассказ занял не более получаса. Вот некоторые мысли:

  1. Дуръодхана и Дроначарья совещаются в палатке перед началом битвы.
  2. Ратха, запряженная четверкой лошадей, стоит перед рядами воинов, перед всеми акшаухини, а в ней сидят Кришна и Арджуна.
  3. Арджуна мрачен; отложив оружие, он готов разрыдаться.
  4. Человек мертвый и человек живой. Кришна говорит Арджуне: «Мертвые не скорбят ни о мертвых, ни о живых».
  5. Изображения человека от младенчества к отрочеству, в зрелом возрасте, в старости и в смерти. Образ души в каждом их этих тел остается прежним, указывая на то, что меняется лишь тело, не душа.
  6. Кришна наставляет Бога Солнца; Вивасван обучает Ману (своего сына).

Если хочешь, я пошлю тебе еще идеи.

(ПШП Сатсварупе, 19 декабря 1970)

71-08 Суть в том, что эти изображения должны быть реалистичны. Не то, что ты сделаешь Кришну веселеньким шаблонным персонажем мультфильма. Идеи хиппи тоже не подходят. Какой бы техникой ты ни пользовался, изображение должно быть реалистичным. Так будет хорошо.

(ПШП Мадхусудане, 18 августа 1971)

72-08 По поводу твоих вопросов: да, дом в глубине озера Биндусаровара, должен быть наполнен водой. Конечно, мы бы там жить не смогли, но если ты знаешь живопись, если ты владеешь этой наукой, то получится не хуже, чем если бы дом был наполнен воздухом. Мы живем в воздушном океане, мы можем жить и в океане воды, это вопрос искусства. Что угодно можно сделать мистической силой.

(ПШП Джадурани, 6 августа 1972)

72-09 Что касается отдела живописи, они тоже мне звонили. Так вот, их работа настолько важна, что четырем-пяти художникам должна быть представлена возможность писать постоянно, полный день, после того, как они в течение двух часов прочитают свои шестнадцать кругов, и они могут проводить один-два часа с группой санкиртаны, если это удобно. Джадурани — лучший из всех распространитель книг, так что она может выходить на распространение книг как можно чаще, если это удобно и не будет слишком сильно отрывать ее от живописи.

(ПШП Бали-Мардане, Пушта-Кришне, 18 сентября 1972)

73-11 Касательно арати Сваямбхувы Ману, лучше изобразить мужчин и женщин отдельно. Такова ведическая система. Не так, как на Западе, где принято совместное обучение, потому что смешение мужчин и женщин вовсе не разрешено. Если он исполняет арати, то как он может сидеть на троне или асане?

(ПШП Джадурани, 8 ноября 1973)

74-03

  1. Каждый член Панча-таттвы испускает сияние, но Господь Чайтанья и Господь Нитьянанда — особенно.
  2. Санньяси-майявади обычно носят дхоти до колена, и поскольку Господь Чайтанья принял санньясу от санньяси-майявади, его изображают в таком виде. Так что он выглядит вот так — как санньяси.
  3. Господь Нитьянанда никогда не принимал санньясы. Он был независимым, как брахмачари, а позже женился.
  4. (ПШП Муралидхаре, 7 марта 1974)

74-03 Муни Кардама должен выглядеть примерно так, как нарисованный тобой Вьясадева, с бородой и узлом волос на макушке, а не таким, как ты изобразил его на рисунке. Обычно Муни носят бороды.

(ПШП Муралидхаре, 7 марта  1974)

74-05 Нет, Притху не излучает сияния. Он был шактйавеша-аватарой, живым существом, наделенным особыми полномочиями.

(ПШП художникам ИСККОН, 2 мая 1974)

74-05 Ты упоминаешь, что на картине, изображающей Господа Чайтанью беседующим с Кази об убийстве коров, присутствует Господь Нитьянанда с барабаном. Нет, нигде не говорится, что Он был там с мирдангой. Голова у него не должны быть выбрита, как у брахмачари, он должен выглядеть так, каким мы видим Его, когда Они вместе, Гаура-Нитай. Нитьянанда был брахмачари и стал грихастхой, но ты всегда должна изображать их в стиле Гаура-Нитай, и с теми деталями, которые ты привыкла изображать. Не расстраивайся по поводу того, что производство картин замедлилось. Просто пиши столько, сколько можешь.

(ПШП Джадурани, 15 мая 1974)

74-08 Кришну и Балараму, борющихся, как быки, я полностью отвергаю. Это не хорошо. Ты превратила Их в демонов. Сделай Их такими, как Они есть, просто борющимися мальчиками. Никогда не делай ничего подобного. В книге «Кришна» все есть. Не выдумывай.

(ПШП Джадурани, 9 августа 1974)

74-11 Я видел твое письмо Брахмананде от 12 ноября 1974, к которому ты прилагаешь образцы Рождественских открыток и календарей. Картинки очень хорошие. Такой стиль был принят в период правления мусульманской династии Моголов. Мы не поощряем Рождественских поздравлений, но картины, без сомнения, хороши.

(ПШП Киртирадже, 21 ноября  1974)

74-12 Относительно изображения церемонии арати: да, изображай ее, как описано в песне. Церемония проводилась в помещении. Арати вообще не проводится на открытом месте. Господь Чайтанья в то время был домохозяином. Навадвипа-лила — это лила домохозяина. Проявленная форма — это форма Панча-таттвы, как это описано: дакхине нитайчанд, баме гададхара. Подношение делают не только Брахма и Шива, но и все остальные полубоги. У всех шикхи. Почему ты спрашиваешь, только ли Нарахари и другие носят их? Шриваса был грихастхой, и Адвайта Ачарья был грихастхой.

(ПШП Амеятме, 8 декабря  1974)

75-05 Я очень рад слышать, что ты продолжаешь успешно заниматься живописью. Это твое. Кришна дал тебе особый талант, и ты пользуешься им для распространения Его славы. Это то, что надо. (ПШП Говинда-даси,19 мая  1975)

76-01 Да, если Господь Вишну является как шайва, то у него должна быть шиваитская тилака. Брахманы в Кришна-лиле должны иметь бритые головы и шикхи.

(ПШП Джадурани, 5 января 1976)

76-09 Все эскизы, которые ты мне послал, когда я был в Индии, я одобряю. Сцену обольщения демонов Мохини-Мурти нужно изображать на траве. Там не было ни пола, ни потолка. У Махараджи Прахлады не было бороды. Никогда не рисуй бороды. Неправда, что в Кришна-лиле не было обуви, наоборот, она была везде, кроме вриндаванских игр. Но туфли у них были иного качества, красивые, украшенные драгоценностями и т.д. На поле битвы они обязательно носили обувь. Отрубленная голова Раху должна выглядеть как голова демона, она не должна быть круглой, как планета.

(ПШП Радхабаллабхе, 7 сентября  1976)

Транскрипции лекций Шрилы Прабхупады